?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"ФОМА" НОМЕР 3 (35) 2006 г.
Анонс номера


Очередной, третий в этом году, номер "Фомы" вышел в свет.

Традиционный «Вопрос №1»  нового номера звучит так: «Что для вас деньги?». Отвечают актриса Ольга Будина, журналист Иван Демидов, депутат Рязанской областной думы Владимир Торопов, священник Игорь Палкин, пенсионерка Татьяна Назарова и др.

Этот вопрос предваряет тему номера "ВЕРА И БОГАТСТВО". Открывает тему материал под названием «Миллион на двоих не делится, или почему богатому трудно войти в Царствие Небесное». Это большой и серьезный разговор с журналистом Владимиром ШПАКОМ, который в начале 90-х был в буквальном смысле «владельцем заводов, газет, пароходов» и все искушения богатством в его «новой русской» версии прошел на собственном опыте.

Второй материал темы называется «В поисках узких врат». Существует расхожий ложный стереотип: православные-де считают, что быть богатым грешно, а благодатно быть нищим, больным и юродивым. И стараясь его опровергнуть, все, кто начинают говорить с нашими богатыми об их вере, словно играют в поддавки, заранее снижая для них ту высокую планку, которую ставит перед каждым христианином Евангелие. А между тем, Сам Господь для них эту планку поднял еще выше. Значит богатому, чтобы спастись, нужно, в отличие от других людей, совершить какой-то сугубый подвиг? Но в чем он заключается? 

Подробнее

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
(Anonymous)
Mar. 14th, 2006 05:43 pm (UTC)
невозможно разбогатеть тому, кто не делает несправедл
В кач. ликбеза. Святые Отцы о богатстве и богатых - еще раз. Сегодня Златоуст

…Какие блага? Деньги, дома, столько-то десятин земли, толпу рабов и кучи серебра и золота? Это ли называешь благами? И не совестишься, не стыдишься ты – человек, которому дана заповедь любомудрствовать о небе, А МЕЖДУ ТЕМ ТЫ АЛЧЕШЬ ЗЕМНЫХ СТЯЖАНИЙ И НАЗЫВАЕШЬ БЛАГАМИ ТО, О ЧЕМ НЕ СТОИТ ДАЖЕ ГОВОРИТЬ НИ ОДНОГО СЛОВА? Если это – блага, то конечно и тех, которые стяжали их, следует называть благими. Да и каким образом не благ тот, кто имеет нечто благое? Итак, что же, скажи мне? Если стяжавшие их бывают жадны к приобретению, похищают, то ужели назовем их благими? Если богатство есть благо и между тем оно накопляется вследствие корыстолюбия, то чем более оно будет возрастать, тем более послужит причиною того, что владеющего им будут считать благим. УЖЕЛИ ПОСЛЕ ЭТОГО И КОРЫСТОЛЮБЕЦ БЛАГ? Если же богатство есть благо и умножается вследствие корыстолюбия, то тот будет лучше, кто больше, таким образом, приобретет. Замечаешь ли противоречие? Но если он не будет корыстолюбив, скажешь ты? А каким же образом это может случиться? Страсть эта пагубна, и НЕВОЗМОЖНО РАЗБОГАТЕТЬ ТОМУ, КТО НЕ ДЕЛАЕТ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. На это и Христос указывает, говоря: "приобретайте себе друзей богатством неправедным" (Лук.16:9).

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на первое Послание ап. Павла к Тимофею, 12, 3

(Anonymous)
Mar. 14th, 2006 05:44 pm (UTC)
получил собранное неправдою
Но что, скажешь ты, если кто-нибудь от отца получил наследство? ОН ПОЛУЧИЛ СОБРАННОЕ НЕПРАВДОЮ. Ведь без сомнения не от Адама предок его был богат, но, конечно, многие другие прежде него являлись на свет, и между многими мог найтись такой, который незаконно похитил и воспользовался тем, что принадлежало другим. Итак, что же? Неужели Авраам, скажешь ты, имел неправедно приобретенное богатство? И что (сказать) об Иове, который был непорочен, праведен, истинен, богобоязлив, который удалялся от всякой злой вещи? Богатство их состояло не в золоте, не в серебре, не в зданиях, а в скоте; иначе говоря, – богатство это было от Бога. А что богатство его состояло из скота, это видно из того, что писатель книги, перечисляя то, что случилось с тем блаженным, и говоря, что у него умерли верблюды, и кобылы, и ослы, не сказал, что (враги), придя, расхитили у него золотые сокровища. Кроме того, и Авраам тоже был богат, но рабами. Что же? Неужели он не купил их? Нет; поэтому и замечает Писание, что у него было триста восемнадцать домочадцев. Сверх того, ему принадлежали и овцы, и волы. Откуда же он взял золото, посланное к Ревекке? Получил дары из Египта, – не вследствие насилия или какой-либо несправедливости.

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на первое Послание ап. Павла к Тимофею, 12, 3-4
(Anonymous)
Mar. 14th, 2006 05:45 pm (UTC)
Никак не можешь доказать, что богатство законно
Поэтому, скажи мне, откуда ты приобрел богатство? От кого ты получил его? А другой откуда взял? От деда, скажешь ты, от отца. НО МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ, ВОСХОДЯ ЧРЕЗ ДЛИННЫЙ РЯД ПОКОЛЕНИЙ, ДОКАЗАТЬ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТО ИМУЩЕСТВО ЭТО ЗАКОННО ПРИОБРЕТЕНО? НИКАК НЕ МОЖЕШЬ ЭТОГО СДЕЛАТЬ. НАПРОТИВ, НАЧАЛО И КОРЕНЬ ЕГО НЕПРЕМЕННО ДОЛЖНЫ СКРЫВАТЬСЯ В КАКОЙ-НИБУДЬ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. Почему так? ПОТОМУ ЧТО СНАЧАЛА БОГ НЕ СДЕЛАЛ ОДНОГО БОГАТЫМ, А ДРУГОГО БЕДНЫМ, И, ПРИВЕДШИ (ЛЮДЕЙ), НЕ ПОКАЗАЛ ОДНОМУ МНОГИХ ЗОЛОТЫХ СОКРОВИЩ, А ДРУГОГО ЛИШИЛ ЭТОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, НО ВСЕМ ПРЕДОСТАВИЛ ДЛЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ ОДНУ И ТУ ЖЕ ЗЕМЛЮ. КАКИМ ЖЕ ПОЭТОМУ ОБРАЗОМ, КОГДА ОНА СОСТАВЛЯЕТ ОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ, ТЫ ВЛАДЕЕШЬ СТОЛЬКИМИ-ТО И СТОЛЬКИМИ УЧАСТКАМИ, А БЛИЖНИЙ НЕ ИМЕЕТ НИ КЛОЧКА ЗЕМЛИ? Скажешь: мне отец передал. А он от кого получил? Тоже от предков. Но, постоянно восходя выше, непременно нужно найти начало. Иаков стал богат, но получая награду за труды. Впрочем, не стану заниматься подробными исследованиями этого. Положим, что богатство законно, приобретено без малейшей примеси грабительства. Ты не виноват в том, что отец твой награбил; правда, ты владеешь тем, что приобретено посредством грабительства, однако сам ты не грабил. Согласимся, впрочем, даже и на то, что и он не грабил, но владел золотом откуда-либо из земли добытым. Что же из этого? Ужели богатство есть благо? Нисколько. Но оно и не зло, скажешь ты. Если оно не есть плод любостяжания, то не зло, И ПРИ ТОМ, ЕСЛИ РАЗДАЮТ ЕГО НУЖДАЮЩИМСЯ; если же не раздают его, то становится злом и коварством. Но скажешь: до тех пор, пока человек не сделал зла, он не зол, хотя бы и не делал добра.

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на первое Послание ап. Павла к Тимофею, 12, 4
(Anonymous)
Mar. 14th, 2006 05:46 pm (UTC)
Разве не зло, что один пользуется общим?
… РАЗВЕ ЭТО НЕ ЗЛО, ЧТО ОДИН ВЛАДЕЕТ ТЕМ, ЧТО ПРИНАДЛЕЖИТ ГОСПОДУ, И ЧТО ОДИН ПОЛЬЗУЕТСЯ ОБЩИМ ДОСТОЯНИЕМ? Не Божия ли земля и исполнение ея? Поэтому, если наши блага принадлежать общему Владыке, то ОНИ В РАВНОЙ СТЕПЕНИ СОСТАВЛЯЮТ ДОСТОЯНИЕ И НАШИХ СОРАБОВ: что принадлежит Владыке, то ПРИНАДЛЕЖИТ ВООБЩЕ ВСЕМ. Разве мы не видим такого устройства в больших домах? Именно, всем поровну выдается определенное количество хлеба, потому что он исходит из житниц домохозяина: дом господский открыт для всех. И все царское принадлежит всем: города, площади, улицы принадлежать всем; мы все в равной мере пользуемся ими. Посмотри на строительство Божие. Он сотворил некоторые предметы общими для всех, чтобы, хотя таким образом, пристыдить человеческий род, как-то: воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды, – разделил между всеми поровну, как будто между братьями. Для всех Он создал одинаковые глаза, одинаковое тело, одинаковую душу; всем дал одинаковое устройство, всех из земли (произвел), всех от одного мужа, всех поставил в одном и том же доме. Но все это нисколько не послужило к нашему обращению.

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на первое Послание ап. Павла к Тимофею, 12, 4
(Anonymous)
Mar. 14th, 2006 05:48 pm (UTC)
неимение денег служит признаком доброго человека
И другое соделал Он общим, как-то: бани, города, площади, улицы. И заметь, что касательно того, что принадлежит всем, не бывает ни малейшей распри, но все совершается мирно. Если же кто-нибудь покушается отнять что-либо и обратить в свою собственность, то происходит распря, как будто вследствие того, что сама природа негодует на то, что в то время, когда Бог отовсюду собирает нас, мы с особенным усердием стараемся разъединиться между собою, отделиться друг от друга, образуя частное владение, и говорить эти холодные слова: „это твое, а это мое". Тогда возникают споры, тогда огорчения. А где нет ничего подобного, там ни споры, ни распри не возникают. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ДЛЯ НАС ПРЕДНАЗНАЧЕНО СКОРЕЕ ОБЩЕЕ, ЧЕМ ОТДЕЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ (ВЕЩАМИ), И ОНО БОЛЕЕ СОГЛАСНО С САМОЮ ПРИРОДОЮ. Отчего никто никогда не заводит тяжбы о владении площадью? Не потому ли, что она принадлежит всем? Между тем видим, что о домах, об имениях все заводят тяжбы. И несмотря на то, что необходимое находится в общем владении всех, мы не наблюдаем общения во владении даже ничтожнейшими предметами. Между тем для того-то Бог и дал нам первое в общее употребление, чтобы мы научились из этого, ЧТО И ПОСЛЕДНИЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ У НАС ОБЩИМИ СО ВСЕМИ. … Поэтому не в том состоит добро, чтобы иметь деньги: НАПРОТИВ НЕИМЕНИЕ ДЕНЕГ СЛУЖИТ ПРИЗНАКОМ ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА. Следовательно, не в богатстве состоит добро. Если, имея случай получить его, не возьмешь, то опять ты сделаешься добрым. Поэтому, если, имея богатство, раздаем его другим, или предложенного нам не берем, мы бываем добры, напротив, если берем или приобретаем его, становимся недобрыми, – то каким образом богатство может быть признано благом? Итак, не называй богатства благом. Ты потому не имеешь богатства, что считаешь его благом, что слишком удивляешься ему. Очисти твой помысл, приобрети здравое суждение о вещах, – и тогда будешь, благ. Узнай, что составляет истинные блага. Какия же это блага? Добродетель, человеколюбие. Благо вот это, а не богатство. Если, следуя этому правилу, будешь милостив, то чем будешь милостивее, тем лучше будешь и сам по себе, и во мнении других. МЕЖДУ ТЕМ, БУДУЧИ БОГАТ, НЕ ПРИОБРЕТЕШЬ ЭТОГО. Поэтому соделаемся в такой мере благими, чтобы мы на самом деле были благими и сподобились получить будущие блага о Христе Иисусе, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на первое Послание ап. Павла к Тимофею, 12, 4
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 09:21 pm (UTC)
Срочно в номер!
Опять, скажут мне, ты против богатых? А ВЫ ОПЯТЬ ПРОТИВ БЕДНЫХ. Опять ты против хищников? А ВЫ ОПЯТЬ ПРОТИВ ТЕХ, У КОГО ПОХИЩАЮТ. ВЫ НЕ НАСЫЩАЕТЕСЬ, ПОЖИРАЯ И ТЕРЗАЯ БЕДНЫХ, И Я НЕ НАСЫЩАЮСЬ, ИСПРАВЛЯЯ ВАС… А ты удостаиваешь ли хотя посмотреть на бедного, хотя отвечать ему, хотя побеседовать с ним? Если же когда и подашь ему милостыню, то чрез слугу. Но не так поступал праведник. Он сидел под палящими лучами солнца, обливаясь от жары потом; тенью для него была любовь к странноприимству; он сидел собирая плоды страннолюбия, хотя был богатым. СРАВНИ С НИМ НЫНЕШНИХ БОГАЧЕЙ. В ПОЛДЕНЬ ГДЕ СИДЯТ ОНИ? В АДУ. ГДЕ СИДЯТ? В МЕРТВЕЦКОМ ПЬЯНСТВЕ. ГДЕ СИДЯТ. НА ТОРЖИЩЕ РАСПРОСТЕРТЫЕ, ПЬЯНЫЕ, ОСЛЕПЛЕННЫЕ СЕРДЦЕМ, БЕЗУМНЕЙШИЕ БЕССЛОВЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ. Но не так поступал праведник… "Не бойся, когда разбогатеет человек". ЧТО ТЫ БОИШЬСЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО СКОРЕЕ МОЖНО НАЗВАТЬ ВОЛКОМ, НЕЖЕЛИ ЧЕЛОВЕКОМ? Что ты боишься человека, который исполнен нечестия и погряз в золоте? ЧТО ТЫ БОИШЬСЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕПРАВДОЮ ПОТЕРЯЛ СОБСТВЕННЫЕ БЛАГА И ПОСТОЯННО ИМЕЕТ ВНУТРИ СЕБЯ ВРАГА? Но мне пророк объявил: "не бойся, когда разбогатеет человек". Скажи же мне теперь и то, каким образом я могу не бояться богатого. "Или когда увеличится слава дома его". Не сказал: когда умножится слава его, но: "слава дома его". Так, когда ты войдешь в дом какого-нибудь богача, и увидишь огромные колонны, золотые карнизы, обложенные мрамором стены, фонтаны, источники, портики, колеблемые ветром деревья, покрывающую все мозаику, толпу одетых в золото евнухов, множество слуг, устланный коврами пол, блистающие золотом столы, великолепные спальни, то все это – слава дома, а не слава человека. Славу человека составляют: благочестие, скромность, милосердие, кротость, смиренномудрие, мир, правда, нелицемерная любовь ко всем; все это – слава человека. Не бойся, когда разбогатеет человек". А чтобы тебе убедиться, что это действительно так, если богатый обольщает тебя при жизни, то посмотри на него во время его кончины. Отходя отсюда, берет ли он с собою что-нибудь из своего богатства? Он умирает, и лежит нагим тот, который облекался шелковыми одеждами, лежит нагим в яме, и рабы отходят и проходят и никто из них не заботится о нем, потому что они были не его рабами. Он отошел, и ничего не осталось после него.

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на слова Давида "не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его" (Пс.48:17), 1, 1 -8
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 09:44 pm (UTC)
людей корыстолюбивых мы ненавидим
БОГАТСТВА, ПО СВОЙСТВУ СВОЕМУ, НЕ ТОЛЬКО НЕ ПРИДАЮТ, СЛАВЫ ОБЛАДАЮЩИМ ИМИ, НО СОВЕРШЕННО УНИЧТОЖАЮТ ЕЕ. ТЕХ, КОТОРЫЕ ХВАЛЯТСЯ ИХ ОБИЛИЕМ, ВСЕ ПРИЗНАЮТ ЛЮДЬМИ ЖЕСТО­КИМИ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫМИ, НЕГОДНЫМИ И ЧУЖДЫМИ ЛЮБОМУДРИЯ. Это – слава не человека, как я сказал, но дома; тех же, которые живут в целомудрии, умеренности, кротости, смирении и с усердием служат Богу, мы отличаем, хвалим, превозносим, потому что в этом преимущественно состоит слава человека

… богатство, остающееся в сундуках, за дверями и запорами, или зарывае­мое в землю, скоро убегает; ЕСЛИ ЖЕ ТЫ РАСТОЧИШЬ ЕГО НА БЕДНЫХ, КАК ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ БРОСАЕТ ПШЕНИЦУ НА НИВУ, ТО ОНО НЕ ТОЛЬКО НЕ УБЕЖИТ, НО ЕЩЕ УВЕЛИЧИТСЯ. Итак, зная это, не отдавай его слуге, но РАЗДАЙ В БЕСЧИСЛЕННОЕ МНОЖЕСТВО РУК, В РУКИ ВДОВ И СИРОТ, УБОГИХ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ТЕМ­НИЦЕ. НАХОДЯСЬ В ТАКИХ РУКАХ, ОНО НЕ МОЖЕТ УБЕЖАТЬ, НО УДЕРЖИВАЕТСЯ ТВЕРДО И УВЕЛИЧИВАЕТСЯ. НО, СКАЖЕШЬ, ЧТО ЖЕ Я ОСТАВЛЮ ДЕТЯМ? Я НЕ ЗАСТАВЛЯЮ ТЕБЯ РАЗДАВАТЬ ВСЕ; А ЕСЛИ И ВСЕ РАЗДАШЬ, ТО ТЕМ БОЛЕЕ БОГАТЫМИ СДЕЛАЕШЬ ДЕТЕЙ СВОИХ, ОСТАВИВ ИМ ВМЕСТО ДЕНЕГ МИЛОСТИВОГО БОГА, БЛАГИЕ ПЛОДЫ МИЛОСЕРДИЯ и между людьми множество покровителей и благоде­телей ... КАК ЛЮДЕЙ КОРЫСТОЛЮБИВЫХ МЫ НЕНАВИДИМ, ХОТЯ БЫ САМИ НЕ ПОТЕРПЕЛИ ОТ НИХ ВРЕДА, так милосердых, хотя бы мы сами не получили от них никакой милости, уважаем и любим, и не только их, но и детей их

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на слова Давида "не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его" (Пс.48:17), 2, 2-3
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 09:46 pm (UTC)
Сколько ограблено сирот? Сколько обижено вдов?
... ты, украшая ложе свое серебром, позлащая коня и камень, приготовляя такие же кожи, если потребовать от тебя отчета и основания – какую представишь причину? Какое скажешь основа­ние? Разве сон бывает приятнее на таком ложе? Не можешь сказать этого; напротив, – если сказать нечто неожиданное, – бы­вает даже не приятнее, потому что там больше забот и силь­нее беспокойство. Здание разве делается безопаснее от золота? Нет. Разве конь бывает лучше от такой узды, или слуга – от такой одежды? В этом случае бывает все напротив. Для чего же вы показываете такое невежество во всем этом? Вы, конечно, скажете, что чрез это приобретаете себе большую славу. Но разве вы не слышали в начале нашей беседы, что все это – не слава человека, а напротив бесчестие его, бесславие, осуж­дение и унижение? Отсюда приходит зависть, клевета и бес­численное множество зол; и чем огромнее стяжания, тем продолжительнее осуждение; эти обширные и великолепные дома, и по смерти владельцев, громко говорят против них, как самые злые обвинители. Тело их предано земле, но вид зданий не позволяет, чтобы вместе с телом была погребена и память об их любостяжании; каждый прохожий, при взгляде на высоту и величие обширного и великолепного дома, скажет себе или ближнему: СКОЛЬКИХ СЛЕЗ СТОИЛО ПОСТРОЕНИЕ ЭТОГО ДОМА? СКОЛЬКО ОГРАБЛЕНО СИРОТ? СКОЛЬКО ОБИЖЕНО ВДОВ? СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ЛИШЕНО ПЛАТЫ? Таким образом, для тебя выходит про­тивное: ты желал приобресть славу при жизни, но и по окон­чании жизни не избавляешься от обвинителей и, как медный столб, этот дом передает твое имя и заставляет даже тех, которые не видели тебя при жизни, осыпать тебя бесчислен­ными укоризнами

Сделаем же излишние вещи полезными для нас, РАЗДАВ СВОЕ ВЕЛИКОЕ БОГАТСТВО И ВРУЧИВ ЕГО ДЕСНИЦЕ СУДИИ, Который может сохранить его в безопасности, и за это в день суда будет кроток и милостив к нам, и хотя бы мы совершили тысячи грехов, подаст нам прощение и оправ­дание, которого да сподобимся все мы благодатию и человеколю­бием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на слова Давида "не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его" (Пс.48:17), 2, 3 -4

(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 10:20 pm (UTC)
не деньги, но милостыня делает человека богатым
Послушайте вы, которые ленитесь подавать милостыню, послушайте вы, которые уменьшаете свое богатство сбережением его. Послушайте вы, которые находитесь в положении нисколько не лучшем обогащающихся во сне. Подлинно, все настоящее нисколько не лучше сновидения. Как те, которые грезят во сне, будто они обладают богатством, хотя бы казались обладателями царских сокровищ, с наступлением дня бывают беднее всех, так и тот, кто из настоящей жизни не может ничего принести туда, будет беднее всех, хотя бы здесь обладал всем, – потому что он богат только во сне. Поэтому, если ты хочешь показать мне человека богатого, то покажи тогда, когда наступит день, в который мы отойдем в отечество; а теперь я не могу отличить богатого от бедного, потому что здесь в этих вещах нет истины, а чаще – только приятные и благозвучные названия. Как слепых многие называют многовидящими, но предмет не соответствует имени, а напротив они-то и суть ничего не видящие, так и название богатых здесь приписывается, по моему мнению, тем, которые ничего не приобрели себе там. Кто богат здесь, о том особенно я думаю, что он беден, потому что, если бы он не был очень бедным, то не был бы очень богатым. Как слепого, если бы он не был совершенно слепым, не называли бы многовидящим, так точно нужно рассуждать и здесь. Итак, оставив обольстительные названия, будем искать истинных вещей. Вещи состоят не в названиях, но от свойств вещей происходят названия, сообразные с их качествами. Такого-то называют богатым; но на самом деле он не богат. Как не богат, когда у него много и серебра, и золота, и драгоценных камней, и золотых одежд, и все прочее у него в изобилии? Не богат потому, что не золото, не одежды, не деньги, но милостыня делает человека богатым. А все это – трава, хворост и солома. Какая, скажи мне, одежда может там прикрыть того, кто будет стоять нагим пред страшным судилищем?

Св. Иоанн Златоуст. На псалом 43, 3
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 10:38 pm (UTC)
откажешься от своего имения, раздашь его нищим
Сказав здесь, что неудобно богатому войти в Царство Небесное, далее показывает, ЧТО И НЕВОЗМОЖНО, НЕ ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО, НО И В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ НЕВОЗМОЖНО, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей. "Удобнее", говорит, "верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божье". А отсюда видно, что немалая и награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно. Потому Христос называет такой образ жизни делом Божьим, чтобы показать, что МНОГО НУЖНО БЛАГОДАТИ ТОМУ, КТО ХОЧЕТ ТАК ЖИТЬ. Когда же ученики смутились, слыша Его слова, Он далее сказал: "человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Матф. 19:26)... А если хочешь знать, каким образом и невозможное может быть возможным, то слушай. Не для того ведь сказал Христос: "невозможное человекам возможно Богу", чтобы ты ослабевал в духе и удалялся от дела спасения, как невозможного; нет, Он сказал это для того, чтобы ты, сознавая величие предмета, тем скорее принялся за дело спасения и, с помощью Божьей ступив на путь этих прекрасных подвигов, получил жизнь вечную.

ИТАК, КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ НЕВОЗМОЖНОЕ СДЕЛАЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ? ЕСЛИ ТЫ ОТКАЖЕШЬСЯ ОТ СВОЕГО ИМЕНИЯ, РАЗДАШЬ ЕГО НИЩИМ И ОСТАВИШЬ ЗЛЫЕ ВОЖДЕЛЕНИЯ. Что Христос не приписывает дела спасения исключительно одному Богу, а сказал так для того, чтобы показать трудность этого подвига, это видно из следующего. Когда Петр сказал Христу: "вот, мы оставили все и последовали за Тобой", и потом спросил Его: "что же будет нам" (Матф. 19:27)? - то Христос, определив им награду, присовокупил: "и всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Матф. 19:29). Так невозможное делается возможным. НО КАК, СКАЖУТ, ВСЕ ЭТО ПРИВЕСТИ В ИСПОЛНЕНИЕ? КАК МОЖЕТ ВОССТАТЬ ТОТ, КЕМ УЖЕ ОВЛАДЕЛА НЕНАСЫТНАЯ СТРАСТЬ К БОГАТСТВУ? ЕСЛИ ОН НАЧНЕТ РАЗДАВАТЬ ИМЕНИЕ И РАЗДЕЛЯТЬ СВОИ ИЗБЫТКИ, - ЧЕРЕЗ ЭТО ОН МАЛО-ПОМАЛУ БУДЕТ УДАЛЯТЬСЯ ОТ СВОЕЙ СТРАСТИ, И ВПОСЛЕДСТВИИ ПОПРИЩЕ ДЛЯ НЕГО ОБЛЕГЧИТСЯ.

Св. Иоанн Златоуст. На Матфея 63, 2 - 3
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 10:41 pm (UTC)
куча богатства не лучше кучи навоза, даже хуже
Итак, размыслив обо всем этом, истреби в себе злую страсть к богатству. Ты не можешь даже сказать и того, что она доставляет блага настоящие, а лишает только будущих; да хотя бы это было и так, и это есть уже крайнее наказание и мучение. На самом деле, однако, нельзя сказать и этого. Страсть к богатству подвергает тебя жестокому наказанию не только в геенне, но еще и прежде ее, в настоящей жизни. Страсть эта разоряла многие дома, воздвигала жестокие войны и заставляла прекращать жизнь насильственной смертью. Да еще и прежде этих бедствий, она помрачает добрые качества души и часто делает человека малодушным, слабым, дерзким, обманщиком, клеветником, хищником, лихоимцем, и вообще имеющим в себе все низкие качества. Но, может быть, ты, смотря на блеск серебра, на множество слуг, на великолепие зданий и на уважение к богатству в собраниях, обольщаешься всем этим? Какое же средство против этой гибельной болезни? Собственное твое размышление о том, как это уязвляет твою душу, как помрачает ее и делает гнусной, безобразной и порочной; собственное твое размышление, с какими бедствиями соединено собирание богатства, с какими трудами и опасностями должно его беречь, вернее же - что его и нельзя уберечь до… Итак, помышляй не о множестве богатства, но о том вреде, которому подвергаются слишком пристрастившиеся к нему; они из-за него теряют небесные блага, и уподобляются тем, которые, лишившись великой чести при царском дворе, остаются с кучей навоза, и даже еще гордятся этим. И ПОДЛИННО, КУЧА БОГАТСТВА НИЧЕМ НЕ ЛУЧШЕ КУЧИ НАВОЗА, ДАЖЕ ЕЩЕ ХУЖЕ. Навоз годен и для земледелия, и для топления бань, и для других подобных нужд; золото же, закопанное в землю, совершенно бесполезно: да и дай Бог, чтобы оно было только бесполезно. Но оно в душе обладающего им воспламеняет как бы огненную печь, если не употребляется как должно. Каких зол оно не причиняет? Потому-то светские писатели и называли любостяжание верхом зла, А БЛАЖЕННЫЙ ПАВЕЛ ГОРАЗДО ЛУЧШЕ И С БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ НАЗВАЛ КОРНЕМ ВСЕХ ЗОЛ.

Св. Иоанн Златоуст. На Матфея 63, 4
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 11:00 pm (UTC)
"Kто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим
Страсти и злые пожелания обыкновенно заграждают вход слову. Так, усилившаяся привязанность к богатству не дозволяет слушать слово о милостыне; появившаяся зависть преграждает путь учению о любви; да и всякая другая страсть, вторгшись в душу, делает ее крайне нерадивою ко всему. Истребим же злые пожелания. Ведь нужно только захотеть, и – все исчезнет. Не будем думать, будто любовь к богатству сама по себе сильна: вся сила заключается в нашей беспечности. Есть много людей, которые, говорят, даже не знают, что такое серебро, потому что ЛЮБОВЬ К БОГАТСТВУ – СТРАСТЬ НЕЕСТЕСТВЕННАЯ. Естественные положения вложены в нас с самого начала; а О ЗОЛОТЕ И СЕРЕБРЕ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ДАЖЕ НЕ БЫЛО ИЗВЕСТНО, СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ОНИ. ОТЧЕГО ЖЕ УСИЛИЛАСЬ ЭТА СТРАСТЬ? ОТ ТЩЕСЛАВИЯ И КРАЙНЕЙ БЕСПЕЧНОСТИ. Из пожеланий одни необходимы, другие естественны, а иные ни то, ни другое. Так все те желания, от неудовлетворения которым гибнет животное, естественны и необходимы, как например – желание пищи, питья и сна. Вожделение плотское естественно, но не необходимо, так как многие преодолели его, и однако ж не погибли. А ЖЕЛАНИЕ БОГАТСТВА НИ ЕСТЕСТВЕННО, НИ НЕОБХОДИМО, А ИЗЛИШНЕ: если мы захотим, то и не подчинимся ему. Ведь и Христос, беседуя о девстве, сказал: "кто может вместить, да вместит" (Матф.19:12), А О БОГАТСТВЕ НЕ ТАК, - а как? "КТО НЕ ОТРЕШИТСЯ ОТ ВСЕГО, ЧТО ИМЕЕТ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МОИМ УЧЕНИКОМ" (Лук.14:33). Что легко, к тому увещевает, а что превосходит силы многих, то оставляет произволению. Итак, зачем мы лишаем сами себя всякого оправдания? Кто пленен страстью особенно сильною, тот понесет не столь большое наказание; а кто уловлен страстью слабою, тот лишится всякого оправдания. И В САМОМ ДЕЛЕ, ЧТО МЫ БУДЕМ ОТВЕЧАТЬ, КОГДА СКАЖЕТ: ВЫ ВИДЕЛИ МЕНЯ АЛЧУЩИМ, И НЕ НАПИТАЛИ (МАТФ.25:42)? КАКОЕ БУДЕМ ИМЕТЬ ОПРАВДАНИЕ? СОШЛЕМСЯ, КОНЕЧНО, НА БЕДНОСТЬ? НО МЫ НЕ БЕДНЕЕ ТОЙ ВДОВИЦЫ, КОТОРАЯ, ПОЛОЖИВШИ ДВЕ ЛЕПТЫ, ПРЕВЗОШЛА ВСЕХ.

Св. Иоанн Златоуст. На Иоанна 74, 3
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 11:15 pm (UTC)
благодать – в том, что никто не был беден
Толкуя Деян. 4. 32 - 33 (У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их), Златоуст пишет:

И хорошо сказал: "и великая благодать была на всех их", ПОТОМУ ЧТО БЛАГОДАТЬ – В ТОМ, ЧТО НИКТО НЕ БЫЛ БЕДЕН, ТО ЕСТЬ, ОТ ВЕЛИКОГО УСЕРДИЯ ДАЮЩИХ НИКТО НЕ БЫЛ В БЕДНОСТИ. Не часть одну они давали, а другую оставляли у себя; и (отдавая) все, не (считали) за свое. ОНИ ИЗГНАЛИ ИЗ СРЕДЫ СЕБЯ НЕРАВЕНСТВО И ЖИЛИ В БОЛЬШОМ ИЗОБИЛИИ; ПРИТОМ ДЕЛАЛИ ЭТО С ВЕЛИКОЮ ЧЕСТЬЮ. Так они не смели отдавать в руки (апостолов) и не с надменностью отдавали, но приносили к ногам их и предоставляли им быть распорядителями и делали их господами, так что издержки делались УЖЕ КАК ИЗ ОБЩЕГО (ИМЕНИЯ), А НЕ КАК ИЗ СВОЕГО. Это предохраняло их и от тщеславия. ЕСЛИ БЫ ТАК БЫЛО И ТЕПЕРЬ, ТО МЫ ЖИЛИ БЫ С БОЛЬШЕЮ ПРИЯТНОСТЬЮ – И БОГАТЫЕ, И БЕДНЫЕ. КАК БЕДНЫМ, ТАК И БОГАТЫМ БЫЛО БЫ ПРИЯТНО. И, если угодно, мы изобразим это, по крайней мере, словом, если не хотите (показать) делом, и от того уже получим удовольствие. Правда, это весьма ясно и из того, что было тогда, так как продающие не делались бедными, но и бедных делали богатыми.
Но изобразим теперь это словом: пусть все продадут все, что имеют, и принесут на средину, – только словом говорю; никто не смущайся – ни богатый, ни бедный. Сколько, думаете, было бы собрано золота? Я полагаю, – с точностью сказать нельзя, – что если бы все мужчины и все женщины принесли сюда свои деньги, если бы отдали и поля, и имения, и жилища (не говорю о рабах – их тогда не было, быть может, отпускали их на волю), то, вероятно, собралось бы тысяча тысяч литров золота или лучше сказать даже два и три раза столько. Скажите, в самом деле, сколько теперь вообще жителей в нашем городе? Сколько, думаете вы, в нем христиан? Думаете ли, что сто тысяч, а прочие язычники и иудеи? Сколько же тысяч золота было бы собрано? А как велико число бедных? НЕ ДУМАЮ, ЧТОБЫ БОЛЬШЕ ПЯТИДЕСЯТИ ТЫСЯЧ. И ЧТОБЫ КОРМИТЬ ИХ КАЖДЫЙ ДЕНЬ, МНОГО ЛИ БЫЛО БЫ НУЖНО? ПРИ ОБЩЕМ СОДЕРЖАНИИ И ЗА ОБЩИМ СТОЛОМ, КОНЕЧНО, НЕ ПОТРЕБОВАЛОСЬ БЫ БОЛЬШИХ ИЗДЕРЖЕК. ЧТО ЖЕ, СКАЖУТ, МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ, КОГДА ИСТРАТИМ СВОИ СРЕДСТВА? УЖЕЛИ ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО МОЖНО КОГДА-НИБУДЬ ДОЙТИ ДО ЭТОГО СОСТОЯНИЯ? НЕ В ТЫСЯЧИ ЛИ РАЗ БОЛЬШЕ БЫЛА БЫ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ? НЕ ИЗЛИВАЛАСЬ ЛИ БЫ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ ОБИЛЬНО? И ЧТО ЖЕ? НЕ СДЕЛАЛИ БЫ МЫ ЗЕМЛЮ НЕБОМ? Если между тремя и пятью тысячами это совершалось с такою славою, и никто из них не жаловался на бедность, – то не тем ли более в таком множестве? Даже и из внешних (не-христиан) кто не сделал бы приношения?

Св. Иоанн Златоуст. На Деяния 11, 3
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 11:18 pm (UTC)
: ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ ВСЕХ СКЛОНИЛИ БЫ
(продолжение)

А ЧТОБЫ ВИДЕТЬ, ЧТО РАЗДЕЛЕНИЕ СОПРЯЖЕНО С УБЫТКАМИ И ПРОИЗВОДИТ БЕДНОСТЬ, ПРЕДСТАВИМ СЕБЕ ДОМ, В КОТОРОМ ДЕСЯТЬ ЧЕЛОВЕК ДЕТЕЙ, ЖЕНА И МУЖ: ОНА, ПОЛОЖИМ, ПРЯДЕТ ПРЯЖУ, А ОН ПОЛУЧАЕТ ДОХОДЫ ОТВНЕ. СКАЖИ ЖЕ МНЕ, КОГДА БОЛЬШЕ ИЗДЕРЖАТ ОНИ, ВМЕСТЕ ЛИ ПИТАЯСЬ И ЖИВЯ В ОДНОМ ДОМЕ, ИЛИ РАЗДЕЛИВШИСЬ? ОЧЕВИДНО, ЧТО РАЗДЕЛИВШИСЬ; ЕСЛИ ДЕСЯТЕРО ДЕТЕЙ ЗАХОТЯТ РАЗДЕЛИТЬСЯ, ТО ПОНАДОБИТСЯ ДЕСЯТЬ ДОМОВ, ДЕСЯТЬ ТРАПЕЗ, ДЕСЯТЬ СЛУГ И ПОСТОЛЬКУ ЖЕ ПРОЧИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ. И ТАМ, ГДЕ МНОГО РАБОВ, НЕ ДЛЯ ТОГО ЛИ ВСЕ ОНИ ИМЕЮТ ОБЩИЙ СТОЛ, ЧТОБЫ МЕНЬШЕ БЫЛО ИЗДЕРЖЕК? РАЗДЕЛЕНИЕ ВСЕГДА ПРОИЗВОДИТ УБЫТОК, А ЕДИНОМЫСЛИЕ И СОГЛАСИЕ – ПРИБЫЛЬ. ТАК ЖИВУТ ТЕПЕРЬ В МОНАСТЫРЯХ, КАК (ЖИЛИ) НЕКОГДА ВЕРНЫЕ. И УМЕР ЛИ КТО С ГОЛОДА? НАПРОТИВ, КТО НЕ БЫЛ УДОВЛЕТВОРЕН С БОЛЬШИМ ИЗОБИЛИЕМ? А ТЕПЕРЬ ЛЮДИ БОЯТСЯ ЭТОГО БОЛЬШЕ, НЕЖЕЛИ БРОСИТЬСЯ В НЕИЗМЕРИМОЕ И БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ МОРЕ. Но, если бы мы сделали опыт, тогда отважились бы на это дело. И какая была бы благодать? Если тогда, когда не было верных, кроме лишь трех и пяти тысяч, когда все по вселенной были врагами (веры), когда ни откуда не ожидали утешения, они столь смело приступили к этому делу, то не тем ли более это возможно теперь, когда, по благодати Божией, везде по вселенной (находятся) верные? И остался ли бы тогда кто язычником? Я, по крайней мере, думаю, никто: ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ ВСЕХ СКЛОНИЛИ БЫ И ПРИВЛЕКЛИ БЫ К СЕБЕ. ВПРОЧЕМ, ЕСЛИ ПОЙДЕМ ЭТИМ ПУТЕМ, ТО, УПОВАЮ НА БОГА, БУДЕТ И ЭТО. Только послушайтесь меня, и устроим дела таким порядком; И ЕСЛИ БОГ ПРОДЛИТ ЖИЗНЬ, ТО, Я УВЕРЕН, МЫ СКОРО БУДЕМ ВЕСТИ ТАКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Св. Иоанн Златоуст. На Деяния 11, 3
(Anonymous)
Mar. 16th, 2006 03:26 pm (UTC)
расточив, что имеет, покажет себя очищенным от болезни
Другий же вид идолослужения, ибо так святый апостол нарицает любостяжание (Колос.3,5), не знаю, как опустили отцы наши без указания врачевания. Сие зло мнится быти болезнию души в трояком отношении: ибо разум, погрешая в суждении о добре, мечтает, аки бы добро находилось в веществе, и не взирает к красоте невещетсвенной: вожделение стремится долу, отпадая от истинно вожделеннаго; и сварливое, и раздражительное расположение души многие для себя случаи приемлет от сея вины. И вообще можно рещи, яко таковая болезнь соответствует апостольскому описанию любостяжания. Ибо апостол Божий признал оную не токмо идолослужением, но и корнем всех зол (1 Тим.5,10). Но однако сей вид греха опущен без особаго разсмотрения и врачевания: от чего недуг сей умножается в церквах, и никто не испытывает приемлемых в клир, не осквернились ли они сим видом идолослужения. Впрочем поелику отцы наши не упомянули о сем, то полагаем достаточным врачевати сие, колико можно, всенародным словом учения, и недуги любостяжания, как бы некия болезни от избытка влаг, очищати разсуждением. Токмо татьбу, гробокопательство и святотатство почитаем тяжкою болезнью, потому что таково у нас о сем преемтственное от отец предание. И по Божественному Писанию, к числу возбраненных дел принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужаго, чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора. Итак поелику наше мнение не толико достойно веры, чтобы имело власть свойственную правилам: то к реченному уже присоединим суждение, по правилам о вещах безспорно возбраненных. Татьба разделяется на разбойничество и подкопание, цель того и другаго едина: отъятие чуждаго, но между оными есть великое различие в расположении духа. Ибо разбойник, для достижения своего намерения, употребляет и человекоубийство, и к сему приуготовляется и оружием, и скопищем подобных себе, и способностью мест: почему таковый подлежит суду человекоубийц, аще чрез покаяние к Церкви Божией возвратится. А присвоивший себе чужое чрез тайное похищение, и потом чрез исповедь грех свой объявивший священнику, да врачует недуг упражнением противоположным своей страсти: то есть, раздаянием имения нищим, да расточив то, что имеет, покажет себя очищенным от болезни любостяжания. Не имеющему же ничего кроме тела, повелевает апостол телесным трудом страсть оную врачевати. Повеление сие читается тако: крадый ктому да не крадет, но паче да труждается, делая благое, да имать подаяти требующему (Эфес.4,28).

Григорий Нисский. КАНОНИЧЕСКОЕ ПОСЛАНИЕ К ЛЕТОЛИЮ, 6

Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 35 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner