gurbolikov (gurbolikov) wrote,
gurbolikov
gurbolikov

Categories:

"Иисус Христос Суперзвезда" на фоне 1970-х. Многие уже и не поверят, но...

В связи с публикацией на "Фоме" о знаменитой и в общем-то нехристианской по духу рок-оперы.

Сейчас признание многих людей, взрослевших в 1970-е, 1980-е годы, что их заставила задуматься о вере рок-опера "Иисус Христос Суперзвезда" вызывают всё больше недоумений. Поскольку в опере (и фильме 1973 года) Евангелие вывернуто наизнанку, и это выглядит даже не кощунственно, а... просто наивно. Но, дорогие, вот и повод что-то рассказать о той самой эпохе и понять, как жили люди. В том числе, и я тоже. Поскольку 1965 года рождения.

Важно: фильм в Союзе видели единицы: он просто не мог появиться по цензурным соображениям. Были неподцензурные магнитофонные аудио-записи. Слушали их. Также, как большую часть песен Высоцкого или какие-нибудь лекции о летающих тарелках.

Ещё очень важно: многие вообще не знали английский язык! То есть для слушавшего существовали совсем или почти непереводимые, но очень интересные художественно музыкальные эпизоды-монологи. Которые приписывались Христу, Марии, Пилату, Иуде... И были звуки бичевания и момент распятия. И во всём этом была Тайна, которая под запретом. О которой мы ничего не знаем.

Больше почти ничего никто не понимал, либо если понимал, то общую сюжетную линию. Никакой возможности анализировать, насколько это близко или далеко от церковной Традиции, не было: для того надо было бы знать и Евангелие, и предание Церкви. А это стало возможно во второй половине восьмидесятых, не раньше. И когда во время "перестройки" я впервые купил пластинку с перепетой рок-оперой во вполне аутентичном переводе текстов на русский язык, то был тут же очень сильно разочарован. Даже несмотря на малое знакомство с миром веры.

То есть всё строилось на колоссальной, многим сейчас непредставимой степени умолчания о всём, что касалось веры и Евангелия.

Просто с точки зрения понимания эпохи: если сейчас пересматриваешь "Сталкер" Тарковского, то непонятно, зачем так зашифровывать "очевидные" христианские символы, таинства и смыслы? Вот: есть же "Остров", и его посмотрели миллионы. Но когда выходил "Сталкер", то общество было настолько нецерковным, что никто не понял даже очевидных христианских аллюзий. Вообще. И у Тарковского не было выбора: сделай он аллюзии более очевидными, фильм бы не выпустили.

Я хорошо помню, как мы тогда гадали, о чем это кино. Это был мир фактически совсем оторванный от Евангелия. Евангелие в переводе на русский, кстати, было очень непросто найти и невозможно купить легально. Потому пытались понять как угодно: от рок-оперы или "Мастера и Маргариты" до справочников по научному атеизму. Поскольку духовная жажда то была. Никуда они не девалась и в те годы...

И вот из таких странных источников пытались её утолить. Трудно это представить, правда?

+

На фото: кадр из фильма 1973 года. Смотреть не рекомендую. Ну честно... )

Tags: Дискуссии, Дневники, Евангелие, История, Кино, Литература, Личное, Музыка, Религия, Тарковский, Церковь, вера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments