?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда прокомментировал официальное заявление, опубликованное на сайте Константинопольского Патриархата по итогам состоявшегося 9-11 октября в Стамбуле заседания Священного Синода Константинопольского Патриархата.

«Константинопольским Патриархатом  совершено беспрецедентное антиканоническое действие, являющееся попыткой разрушения основ православного канонического строя. Иначе нельзя оценить заявление Константинополя о вступлении в каноническое общение с раскольниками и с лицом, отлученным от Церкви», — заявил В.Р. Легойда.
«Священный Синод Русской Православной Церкви на ближайшем заседании 15 октября в Минске даст надлежащую оценку этого деяния», — добавил он.
По словам председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, апелляция Константинопольского Патриархата к канонической прерогативе рассматривать подобные обращения — это новая теория, поддерживаемая преимущественно самим Константинополем.

+

В заявлении Константинопольского Патриархата, в частности, говорится о восстановлении главы т.н. «Киевского патриархата» Филарета Денисенко, главы «Украинской автокефальной православной церкви» Макария Малетича «до их иерархического или священнического звания» и о возвращении прихожан «УПЦ КП» и «УАПЦ» в церковное общение. Также в заявлении сказано об «отмене юридической силы синодального письма 1686 года… которое предоставило Патриарху Московскому через икономию право рукоположить митрополита Киевского, избранного собором духовенства и мирян его епархии».

Recent Posts from This Journal

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
sha_julin
Oct. 11th, 2018 07:27 pm (UTC)
А можете объяснить - что именно не так?

Вроде на независимой территории поместная церковь получает самостоятельность (автокефалию) от других поместных церквей.
Именно так, в историческом контексте, выделилась Московская Митрополия, а позже был провозглашён Московский Патриархат.

Когда разваливали СССР - Украина стала независимым государством, но первоначально дружественным РФ.
После 2014 года Украина для РФ потеряна полностью, стала одним из потенциальных врагов. Разумеется поместная церковь Украины не может оставаться подчинённой поместной церкви России.

В чём именно я здесь ошибаюсь? Почему то, что могла сделать Московская митрополия, отделяясь от Киевской, не может быть сделано нынешней украинской церковью?

Извините, я рассуждаю не как церковник, а как историк и хочу разобраться.
ioanna_poula
Oct. 11th, 2018 09:18 pm (UTC)
<<Что именно не так>>:
1)Вы ошибаетесь в том, что УПЦ является подчиненной МП.
УПЦ МП имеет свой Священный Синод, собственный Архиерейский собор, и собственный церковный суд, независимый ни от кого. Они – высшая инстанция, их решения окончательные и не требуют никакого согласования или утверждения в МП. Это вполне отдельная самостоятельная церковь. Но она имеет давние канонические, молитвенные и духовные связи с РПЦ. Для всех верующих это важно. Христос объединяет, а не наоборот.

2) Переговоры с константинопольским патриархом вела не церковь, а п р е з и д е н т, то есть, светская власть, которая к церковным делам не имеет н и к а к о г о отношения. Церковь на Украине конституционно отделена от государства.
То, что этот раскол начал президент перед выборами, говорит о том, что у раскола политические цели, как близкие – выборы, так и
дальние – церковный раскол и усиление гражданской войны на Украине.

3) м. Филарет(Денисенко) претендовал быть патриархом РПЦ. После того, как у него это не вышло, он поехал на Украину и там, спекулируя на невежестве националистски настоенных кругов, устроил раскол украинской церкви. Раскол церкви – это очень тяжелый грех. За это он был предан анафеме, то есть, теперь он не только не митрополит, а даже и не член церкви. Так что он - самозванец.

4) константинопольский патриархат принимает все таинства московского патриархата. Все, то есть, и анафематствование тоже.

5) Статус константинопольского патриарха – не верховный. В православии нет, как в папстве, одного главы. Все главы церквей равны.

6) константинопольский патриарх сильно превысил свои полномочия
- послав своих представителей без просьбы УПЦ, без согласования с МП на их каноническую территорию
- признал церковные полномочия человека, который был анафиматствован

7) На Украине идет гражданская война. Церковный раскол усилит эту войну, потому что вовлечет в нее тех людей, которые еще не были задействованы в конфликте.
С 2014 года было захвачено 50 храмов УПЦ. С легитимацией раскольнической церкви нападения на храмы УПЦ, которые прихожане будут защищать, тоже станут легитимными.
Гражданская война будет полномасштабной.

8) Раскол - самой большой церковный грех. Не признавая канонических прав УПЦ, не признавая анафематствования, константинопольский патриарх своими действиями устраивает раскол в православии в целом.

sha_julin
Oct. 11th, 2018 10:01 pm (UTC)
1. В курсе, но это автономия, а не автокефалия.

2. Светская власть всегда имеет отношение к церковным делам. Это просто данность, от которой вы никуда не денетесь.
Автономия Московской митрополии пришла через изгнание и арест по приказу Василия 2-го митрополита Исидора и обращение Василия к константинопольскому Патриарху. И патриаршество с автокефалией в 1589 году выбиты именно царём.

3. Это чисто внутрицерковные дела. Я о них не спрашивал.

4. Ну это вообще вольно трактуется. РПЦ прославила Дмитрия Донского, с которого анафему так и не сняли.

5. Не верховный. Но статусом выше. Московский патриархат идёт от Московской митрополии, которая идёт от от Киевской, основанной Константинопольским патриархатом.

6. Полномочия патриарха ясно не прописаны. Но это процедурные моменты. Так можно и РПЦ обвинить в самосвятстве. Достаточно вспомнить, как кафедра Киевского митрополита в Москве стала Московской митрополией. Так что не вижу смысла придираться к процедуре.

7. Это то, почему по вашему мнению этого не надо делать. А я спрашивал про то, что противоправного в создании автокефальной поместной церкви в уже давно отдельной стране?

8. Раскол здесь идёт с двух сторон. Единства православия как-то совсем не видать.

Вопрос прежний - что противоправного в создании автокефальной поместной церкви в уже давно отдельной стране?
enjinrer
Oct. 11th, 2018 10:35 pm (UTC)
В том, что автокефапию должна давать кирхиальная церковь, т. е. РПЦ, а не Фанар. К тому же, Украинская Церковь ни о какой автокефалии и не просила.
sha_julin
Oct. 12th, 2018 08:25 am (UTC)
А вот здесь прошу объяснить этот момент (про кирхиальные церкви, а не про "просила") поподробнее. Мне он непонятен.
enjinrer
Oct. 12th, 2018 10:21 am (UTC)
Прошу прощения, неправильно термин написал.
"Кириархальная церковь", конечно.
https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/tserkovnoe-pravo/22
ioanna_poula
Oct. 11th, 2018 11:02 pm (UTC)
В зависимости от того, как Вам удобно, Вы говорите о получении автономии (РПЦ),или автокефалии - в случае раскольничей церкви.
И пропускаете основное - что у УПЦ СОБСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ (СИНОД,АРХ. СОБОР И ЦЕРК.СУД) с 1991 года.

Вам уже указали на грубое нарушение канонических норм, Вы предпочли этого не заметить.

Вам указали на то, что решение принимала светская власть ПРИ СУЩЕСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА - Вы отметаете это ссылаясь на исторические прецеденты, когда такого отделения не было, а была, наоборот, сращенность церкви и государства - т.н. Симфония.
То есть, Вы передергиваете, подменяете понятия.

И так по каждому пункту.

Вывод: вопрос, который Вы задаете - риторический, потому что у Вас есть уже оплаченный ответ.

К сожалению, Вы просто тролль. Уважения это не вызывает.



Edited at 2018-10-12 12:00 am (UTC)
sha_julin
Oct. 12th, 2018 08:22 am (UTC)
Не в зависимости от того, как удобно, а зависимости от того, какой аспект обсуждаем.

Украинская церковь тоже сначала экзархатом была, затем автономию получила, а теперь автокефалии хочет.

И мне не интересно ваше "по каждому пункту" (хотя ваши пункты лишь показывают вашу "объективность"). И ваше уважение мне не нужно.

Я лишь задал вопрос, ответ на который может изменить моё отношение к вопросу. Но вы на него ответить не способны.
ioanna_poula
Oct. 12th, 2018 03:55 pm (UTC)
Христианство вненационально. Это-то хоть понятно?
Есть каноническое право. Оно нарушено. Так понятно?
Вы не в состоянии принять аргументы именно сформулированные церковно.
Так что любой церковный ответ Вас не устроит. Меняйте мышление.
sha_julin
Oct. 12th, 2018 06:11 pm (UTC)
1. Христианство - да. Течения в христианстве - по разному. Есть и вполне национальные.

2. Не совсем. Вот сейчас пытаюсь с этим разобраться, но не благодаря вам.

Вы ничего не объясняли - лишь выкрикивали лозунги и хамили. кстати, хамство ваше и любовь к навешиванию ярлыков и голословных обвинений - это, надеюсь, у вас не церковное, а личное?

И если вы так печётесь о каноне, то почему не разъяснили мне, сирому, как канонизировали в 1988 году Дмитрия Донского с неснятой анафемой?
ioanna_poula
Oct. 12th, 2018 06:59 pm (UTC)
Вот хамите, как раз, Вы.
Я, конечно, могу ответить на все вопросы, но в данном случае это бесполезно.
ВЫ просто толстый троль.
Больше мне не надоедайте, отвечать не буду.
sha_julin
Oct. 12th, 2018 10:30 pm (UTC)
Я хамлю?
То есть вы меня назвали троллем, да ещё и проплаченным, а хамлю я?

Прекрасно! Особенно смешно было, когда вы, не сумев дать ответы, придумали, что меня не устроит любой ответ. Даже проверить не попытались ))

Так что там по канону и по Дмитрию Донскому? Понятно, что ответить не можете, потому опять будете про троллинг вещать.
ioanna_poula
Oct. 12th, 2018 11:30 pm (UTC)

Если Вы хотите получить ответ, Вы прежде всего должны извиниться за свой мерзкий тон и хамство. Я в таком тоне не разговариваю. Уважения к Вам нет. Какие тут могут быть объяснения и ответы?

У меня есть ответ на все Ваши "уловки", они-то как раз стандартные и предсказуемые, сто раз встречавшиеся.

Вот только Вы - мерзкий человек, с Вами неприятно разговаривать.
Именно поэтому ничего "объяснять" я не буду.
И если Вы умеете читать, то хоть по складам,но прочтите:

не надоедайте мне больше.

Edited at 2018-10-13 12:29 am (UTC)
gurbolikov
Oct. 12th, 2018 09:07 am (UTC)
Борис Витальевич, в комментариях в общем-то вопрос разобрали. Я бы попытался пояснить, отчего вопросы внутреннего церковного сознания, крайне удалённые от политики, в итоге, приобретают историко-политическое измерение. Но для этого не могу не написать следующее.

Есть Церковь как организация и есть церковное право, базирующееся на канонах. А есть самовосприятие Церкви как сообщества верующих православных христиан, которое к обычному представлению о членстве в партии или профессиональном союзе никак не сводится, поскольку главные цели не в решении общественных и политических вопросов, а в том, что христиане называют спасением. Не стану пытаться раскрывать это понятие, поскольку вопрос Ваш не о том. Но в любом случае, для спасения чрезвычайно важно пребывание в истинной Церкви. В качестве аналогии, можно привести тему лечения болезни: страшно вместо нормальной больницы с дипломированным и опытным медперсоналом попасть в какое-то место, где только делают вид, что лечат (увы, актуальная тема). Если у тебя острый аппендицит с угрозой перитонита, то становится яснее, насколько выбор принципиален.

Как это связано с нынешним конфликтом на Украине? Тут неизбежно требуется история вопроса. Изначально все земли Руси являлись митрополией православного Константинопольского патриархата. Затем, в тщетной попытке отбросить турок от Константинополя, под давлением власти, имперские церковные деятели подписали унию с католиками, которые в то время уже категорически воспринимались как еретики с искажёнными представлениями о роли в Церкви патриарха (=папы). Возникла так называемая уния, которая огромной массой церковного сообщества воспринималась как плохо скрытая обрядом форма перехода в католичество. Русь, разделенная на Литовскую и Московскую, по-разному восприняли это. В Москве унию категорически отвергли, и потом, уже после взятия Константинополя, восстановили общение с тамошними патриархами, которые тоже прекратили "игры" с униатством. А в Литовской Руси появились униаты. А за ними, после появления Речи Посполитой, ещё и католики латинского обряда. И начались, по сути, религиозные войны. Тамошние православные христиане, осаждаемые и униатами, и польскими католиками-традиционалистами, были в то время по-прежнему митрополией Константинополя, но защитить их от (фактически) религиозного геноцида тамошний патриархат не мог, поскольку сам испытывал огромные трудности, находясь на территории исламского государства.

А Московская Русь, превратившись в огромное царство, для Церкви оказалась более крепким защитником. Она совершенно законно, с точки зрения церковных канонов, получила статус независимой Поместной Церкви и своего патриарха; она смогла в ходе Смутного времени отстоять свою независимость от польского "проекта". И в итоге, сначала присоединение Киева и восточной Украины, а затем согласие Константинополя на то, что бывшая митрополия становится частью Русской церкви во главе с Патриархом Московским. И с тех пор, несмотря на самые сложные повороты истории, несмотря на новые, основанные на чисто националистических и коньюнктурных мотивах, расколы, украинское православие в лице всеми признанной, получившей (документально оформленную решением РПЦ) автономию и самостоятельность Украинской православной церкви по доброй воле подтвердила, что и дальше хочет оставаться в церковном единстве с Русской православной церковью.

gurbolikov
Oct. 12th, 2018 09:09 am (UTC)
Это отражает настроение огромной массы верующих. Они могут очень по-разному относиться к конфликту между Киевом и Москвой, спорить друг с другом по политическим вопросам. Но в духовном плане считают, что уход из РПЦ немыслим, не нужен и духовно вреден. Особенно на фоне сосуществования с униатами, раскольниками, самосвятами и сектантами. И этот выбор уже подтверждался всеми православными поместными церквами, включая Константинополь.

Кого не устраивает ситуация? Нынешнюю украинскую власть и радикальных националистов. Поскольку такое положение полностью противоречит курсу на демонизацию Москвы и вычеркивание мысли о единых корнях и братстве с Россией из массового сознания. Эта задача "эффективно" решается в политической сфере, сфере образования, национальной политике. А Церковь на этом фоне как заноза. Поскольку это не партия; там нет притязаний на власть и нет открытого протеста. Однако, есть желание молиться и спасаться вместе с "москалями" и прочими "врагами". И нет истерии относительно войны с Россией: всё время говорится о том, что нас соединяет общая история, общая вера, и нам надо найти путь к миру.

Политикам-националистам очень мешает сам факт существования сообщества, которое Украину, Россию, Белоруссию, Молдавию видит как общее и братское пространство, на котором, несмотря на распад Союза, спокойно и сознательно продолжает существовать единая церковная "федерация". И что этот опыт доказывает братскую связь между миллионами людей.

Отсюда -- давление на Константинополь. Подталкивание Вселенского (как он себя называет) патриархата к вмешательству в жизнь Русской православной церкви. В нарушение церковных канонов и с массой угроз для верующих, включая прямые репрессии. Люди хотят молиться вместе -- за это сейчас могут начать бить, сажать и даже убивать. Из Москвы заставить кого-то оставаться в РПЦ невозможно никак: отсюда давно ни один епископ не в состоянии приехать. И поддержки деньгами тоже никакой. Но тамошние верующие не понимают, как они могут совершать церковные таинства вместе с раскольниками, со "священниками", многие из которых переметнулись из-за того, что были уличены в недостойном поведении и канонических преступлениях, с теми, кто называются епископами и священниками, хотя их никто законно не возводил в священный сан. И то, что делается, как делается сейчас, вполне понятно, если применить политическую логику. Но с точки зрения внутренней жизни и церковного самовосприятия православного христианства, это катастрофа и абсурд. Попытка закрыть больницу и предложить "лечение" у знахарок и колдунов.

Это такая форма скрытого геноцида, и поскольку я знаю многих, кто сейчас может оказаться под прицелом, мне, конечно же, больно и страшно за них.
gurbolikov
Oct. 12th, 2018 09:17 am (UTC)
p.s. Да, и повторю (об этом, кажется, уже писали): Украинская православная церковь не просит и не хочет автокефалии. Такие прошения были в момент, когда Филарет давил, будучи ещё митрополитом, пока не сбежал и не обозвал сам себя патриархом. Но в итоге, от него отшатнулись, а он сбежал. И сейчас сторонников - да - есть какое-то число сторонников автокефалии, но их в УПЦ очень мало. Сами подумайте: у патриарха Московского просто нет сейчас рычагов, чтобы надавить на митрополита Онуфрия и Синод УПЦ. В конце концов, простой факт: граница Украины закрыта для наших епископов на замок. И если те захотели бы и попросили Константинополь об автокефалии, то никто бы не смог помешать. Они сами не хотят. И к тому же: автономии и автокефалии бывают разные. Нынешняя степень реальной самостоятельности Украинской церкви беспрецедентная: они не только сами принимают все решения о внутренней жизни, но при этом сохраняют представительство и возможность участия в решении всех вопросов Русской православной церкви. Ведь - NB! - со стороны России граница для украинских епископов открыта. И они свободно посещают Россию. Никогда никто таких привилегий больше не даст. Какая бы там ни была автокефалия.

Edited at 2018-10-12 09:20 am (UTC)
sha_julin
Oct. 12th, 2018 09:31 am (UTC)
Спасибо за развёрнутый ответ.

То есть выходит, что ключевая претензия в том, что УПЦ не стремится к автокефалии, а ей её навязывают извне?
Просто из всех публикуемых повсюду заявлений это было совсем не очевидно. Упор везде делается на другое.

Ещё раз спасибо. Буду обдумывать.

ПС: Просто ещё свежо в памяти отношение УПЦ к событиям 2014 года и оно было очень некрасивым. Например, сбор денег на АТО https://3rm.info/main/46040-predatelya-s-panagiyami-mitropoit-avgustin-sobiraet-dengi-na-voynu-s-russkimi.html

Поэтому единство и вызывает сомнение.

Edited at 2018-10-12 09:35 am (UTC)
gurbolikov
Oct. 12th, 2018 12:14 pm (UTC)
Простите, сумбурно ответил, и решил отредактировать текст, чтобы стало яснее.

Всё сложно. Формально УПЦ не навязывают автокефалию. Ей навязывают два сценария.

1) Либо она признаёт себя не Русской, а Российской церковью, то есть, по словам Порошенко, церковью враждебного государства. И отказа от употребления слова "русский", которое восходит к "руський", употреблявшихся со времён Киевской Руси. Политикам в Киеве дико не нравится, что мы и наши братья в УПЦ "смеют" называться русской Церковью. И они всячески подчёркивают, что мы с Вами, в том числе и в личном качестве (в данном случае, вопрос касается не только Церкви, но и любого русского), мы, монголо-татары, сброд, смеем себя хоть как-то отождествлять с историей Руси.

История и право на её наследие принадлежит украинцам. Которые, якобы, существовали искони. А так называемые русские, связанные с Владимиром и Москвой, своё братство с украинцами и белоруссами -- выдумали. Вот и признайтесь, что вы -- наймиты "татар", а не истинные руськие украинцы.

Это один вариант, к которому принуждают. И это, заметьте, никак не принуждение к автокефалии.

2) И второй вариант. Тоже основанный на шатаже. Уже принуждение к автокефалии. Для тех, кто испугается быть в "церкви враждебного государства", предусмотрен союз с людьми, которые (согласно церковным канонам) не имеют никакого права называться членами Церкви - раскольниками, самосвятами и запрещенными в служении за разврат и прочие "дела". Утешением должно послужить то, что нарушить все каноны разрешил вполне признанный Константинопольский патриархат.

Вот такой выбор. Не обязательно автокефалия, но последствия для непримкнувших - по сути, запись во враги Украины.

И по поводу АТО. Когда в Раде устроили минуту молчания о погибших в боях на Донбассе бойцах армии и "добробатов", вся делегация УПЦ осталась сидеть. И потом пояснила: там нет врагов, там братья убивают братьев. Для сегодняшней Украины на такие вещи требуется неимоверное мужество. И в том числе вот за такие вещи и пытаются сейчас при помощи Константинополя разгромить УПЦ.

livejournal
Oct. 12th, 2018 06:45 am (UTC)
Официальный комментарий
Пользователь dm_jurevch_67 сослался на вашу запись в своей записи «Официальный комментарий» в контексте: [...] Владимир Гурболиков дает ссылку и приводит текст [...]
( 19 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner