?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




Всем известно выражение «красота спасет мир», которое приписывают Достоевскому. Между тем Федор Михайлович не считал, что мир спасет некая абстрактная красота.


"Мир спасёт красота" -- это слова Аглаи Епанчиной из романа «Идиот». Давайте посмотрим внимательно, что и как она говорит:
"— Слушайте, раз навсегда, - не вытерпела наконец Аглая, — если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что «мир спасет красота», то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!» («Идиот», 4.4, гл.VI )".


А теперь сравним с длинной речью Дмитрия из "Братьях Карамазовых":
«Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы… Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» («Братья Карамазовы», Кн. З, гл. III).

Какая же из цитат более от автора? Абстрактное благопожелание, которое злит Аглаю? Или глубокое утверждение, целая теория, что в мире существуют две красоты, две эстетики?

Первая — та, которую Дмитрий Карамазов называет «идеалом содомским», то есть эстетика зла, демоническая привлекательность греха. Такая красота -- "страшная сила". И вторая -- «Мадоннин» идеал. То есть образ Богородицы, красота святого в человеческой жизни. Она спасительна; в ней любовь, а не страх. И вот, два этих идеала сталкиваются в сердце человека и непримиримо борятся.

Чтобы понять, достаточно знакомства с творчеством Достовского.

Каждое его произведение — картина этой борьбы истинной красоты и антиэстетики. Но в отличие от Булгакова, вряд ли можно Достоевского заподозрить в дуализме, в идее равенства и вечного соприсутствия добра и зла как двух стихий. Не верит Достоевский в самостоятельную и вечную миссию зла. Каждый его роман — это выбор в пользу идеала Мадонны, богородичного, Христова.

Ну и в дневниках писателя сказано определенно и четко, какой идеал победит: «Мир станет красота Христова».

В это он верил, Христу — веровал. За соответствие красоте Божьей боролся.

Свидетельство тому можно увидеть в судьбе самого Достоевского — в его борьбе со страстями, в удивительной его кончине под чтение Евангелия. В истории его любви, в его очень сложном поиске правильного пути в жизни...

Recent Posts from This Journal

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
mns2012
Nov. 11th, 2016 02:51 pm (UTC)
По свидетельству свв. Оптинских старцев, Федор Михайлович был кающимся. Однако это не значит, что он везде и повсюду прав. Некоторые современные авторы называют его даже пророком. Вот, например, интересная критическая статья:

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/17/doktrina_russkogo_socializma_fm_dostoevskogo/


gurbolikov
Nov. 12th, 2016 09:23 am (UTC)
Совершенно согласен с тем, что Достоевский не был (и вряд ли мог быть) во всем прав. Я написал именно о его эстетической концепции. Фактически, это целая теория, в свете которой возможно определить цели (которая для Достоевского -- поиск идеала) и внутренний конфликт (искушение греховной "красотой") художественного творчества.

Что касается пророчеств. Тут важно договориться о терминах. Есть пророчество в высшем смысле, воспринятом через Св. Писание и Предание Церкви. А есть, например, умение увидеть и предсказать последствие какого-то общественного процесса. Тут достаточно одних "Бесов", чтобы сказать, что в восприятии реального, тогдашнего социализма, его философии, корней, антропологии и степени его опасности, Достоевский -- пророк. На фоне того же Льва Николаевича Толстого, которого ставили выше всех русских писателей и считали пророком. Толстой как раз не понял и не указал, в чем самая большая угроза для России, а Достоевский называет и разбирает ее детально в нескольких последних своих романах, включая "Карамазовых". И "Легенда о Великом инквизиторе" - атеисте, который хочет ради "блага" людей, убрать Христа, это часть очень точного понимания сложившегося опасного и по сути своей ложного мировоззрения. Под знаком этого мировоззрения пройдёт весь ХХ век, до конца суть происшедшего не разобрана и не осмыслена до сих пор. И зачастую, в этих вопросах Достоевский, живший в веке XIX, до сих пор современнее и глубже нынешних экспертов по реальному социализму.

Что касается статьи о доктрине русского социализма. Всякий человек, причастный к общественно-политической мысли (а Достоевский не просто писатель, а еще и общественный деятель), не может не пытаться искать выход из тех угроз, какие он осознал для страны. И Достоевский пытается найти альтернативу социализму атеистическому = коммунизму, опасность и ошибочность которого он осознает и разбирает. Этот атеистический социализм, по сути, очередная ересь хилиазма, идея построения рая на Земле, только коммунисты отвергли и Бога, и всю христианскую антропологию, целиком положившись на уничтожение негодных и просвещение тех, кто годен жить в идеальном мире. Это была очень сильная и постепенно овладевавшая всем миром идеология. Достоевский такую перспективу разоблачает как тупик, обман и источник будущего социального геноцида. Но собственно хилиазм религиозный, мистический, -- он таки проникает и в его сознание. Кстати, пожалуй, это ещё одно доказательство того, насколько сильно социалистические и коммунистические настроения овладели миром уже к тому времени, ко времени жизни Достоевского. И отсюда возникает гипотеза, что мир, видимо, был обречен на парад революций и колоссальных гуманистических экспериментов.

В чем противоречие с христианским социализмом? -- В том, что из верной посылки делается неверный вывод. Какова посылка? -- Грешник, даже самый страшный, закоренелый, обратившись ко Христу, может преобразиться и стать святым. И через то тысячи спасутся. И это действительно так. Но каков вывод? Все больше людей поворотятся ко Христу, и в итоге накопления количества изменится и качество: целое общество преобразится и станет подобно идеалу коммунистов или хилиастов. Почему это -- ошибка? А потому, что столь массового поворота не может быть и не будет. Причина -- падшая природа человека, укорененность греха. Дорога к спасению неслучайно названа узкой, превратить её в проспект никак не выйдет.

Критиковать христианский социализм (или "розовое христианство") начали еще при жизни Достоевского. И сейчас в его творчестве эти идеи уже мало кого цепляют. А вот начинать отсюда выводить якобы полный провал Достоевского в отношении изображения русского монашества и старчества -- на мой взгляд, не следует. Да: формально прав Леонтьев, который не нашёл в "Карамазовых" описания аскетической, богослужебной жизни и непрестанной молитвы. Но тут вступают в силу законы художественного произведения. На мой взгляд, Леонтьев ждал от писателя того, что не может совершить писатель. И неслучайно Фудель, спустя почти век, напишет ( https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/nasledstvo-dostoevskogo/ ), что для восприятия церковности новыми поколениями, живущими уже в состоявшейся социалистической системе, Достоевский сделает невероятно много.
mns2012
Nov. 12th, 2016 07:30 pm (UTC)
"Достоевский такую перспективу разоблачает как тупик, обман и источник будущего социального геноцида. Но собственно хилиазм религиозный, мистический, -- он таки проникает и в его сознание."

Конечно! Ф.М. - мой любимый писатель. Я ему многим обязан, как и, наверное, многие и многие представители не только моего поколения. Но когда сейчас даже от священников слышишь восторженные речи о "пророчествах" Достоевского, это как-то настораживает. Это как-то поверхностно уж черезчур, мне кажется.

Я с Вашей оценкой в основном согласен. Только я бы не стал называть пророчеством проницательность Ф.М. как художника и даже как философа. Все-таки слово "пророчество" обязывает ко многому. Все это, конечно, большое ИМХО ;)

livejournal
Nov. 13th, 2016 01:27 pm (UTC)
Памяти Достоевского
Пользователь pravoslavnoe сослался на вашу запись в своей записи «Памяти Достоевского» в контексте: [...] Оригинал взят у в 195 лет назад родился Федор Михайлович Достоевский [...]
( 4 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner