
Это собирательный образ. Внешне, чертами лица, "комдив" больше всего похож на полковника Кутепова. Именно память о встрече с Кутеповым вдохновила Симонова на создание образа генерала Серпилина. Полк Кутепова -- тот самый, что подбил десятки немецких танков и не собирался отступать. Но в отличие и от симоновского Серпилина, и от героя фильма, Кутепов репрессиям не подвергался.
Среди реальных полководцев, которые воевали сравнительно недалеко от Могилёва и могли быть "замечены" сценаристом как репрессированные -- генерал-лейтенант Петровский, руководитель дерзкого контрнаступления на Бобруйск 13 — 17 июля 1941 года. В советском кино он уже один раз появлялся: именно как неожиданно освобожденный из тюрьмы. Сыграл Петровского (внешне очень похожий!) Юрий Яковлев в эпопее Озерова "Битва за Москву": (там и бои в Могилёве, и контрудар на Бобруйск, и борьба за Смоленск идут фактически как единое сражение). Видимо, долгое время считалось, что он побывал в тюрьме. Хотя сейчас пишут, что хотя Петровского подозревали, увольняли из армии, вели по его поводу следствие, но всё же не арестовывали.
Ну и само собой, был в Могилёве и реальный, не киношный командир дивизии, без которого тоже никак не получился бы кинематографический комдив. Это генерал-майор Романов, который тоже в эпопее Озерова появляется на минуту. Возможно, его переговоры с немецким офицером-парламентёром, которые упоминает историческая справка, как-то сподвигли сценариста ввести сюжет с плененным немецким чином, перебравшим коньяку в гостях у комдива...
Нужно ли было сохранять историческую строгость в подходе к главному герою? Не знаю. Если речь об этих именно людях, то для каждого из них те бои оказались главными, а дальше - почти сразу или чуть позднее - гибель. Возможно, слишком мало осталось сведений о каждом в отдельности?..