?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Решили опубликовать, не дожидаясь выхода майского номера.

http://foma.ru/xoroshaya-i-ploxaya-czerkov.html


Журнал Фома
ТКАЧЕНКО Александр

«Хорошая» и «плохая» Церковь
К спору о церковных функционалах


"Два разных понятия выражаются в христианстве одним и тем же словом — «Церковь». Из-за этого совпадения в современной публицистике постоянно возникают различные казусы, недоразумения и откровенная путаница, сбивающая читателей с толку. И хорошо бы всем, пишущим о Церкви сегодня, накрепко усвоить, что выражения «столп и утверждение истины», «Тело Христово», «Невеста Агнца» и многие другие, подобные им, к церкви-организации неприложимы (или приложимы с большими ограничениями). Иначе мы так и будем дальше плутать в этих «трех соснах», начиная за здравие, а кончая за упокой..."


А параллельно "Русский репортёр" опубликовал статью диакона Андрея Белоуса из Ангарска, на те же темы:

Путем горчичного зерна

Дьякон Андрей Белоус — о церковном феодализме, менеджменте и миссионерстве Читать >>




Comments

birr
Apr. 19th, 2011 12:29 pm (UTC)
*И хорошо бы всем, пишущим о Церкви сегодня, накрепко усвоить его простые и внятные слова о том, что выражения «столп и утверждение истины», «Тело Христово», «Невеста Агнца» и многие другие, подобные им, к церкви-организации неприложимы (или приложимы с большими ограничениями).
-----------
если это действительно так, как пишет автор, тогда "Церковь-организация" вообще ни для чего не нужна (или нужна с большими ограничениями).
vitaly_kaplan
Apr. 19th, 2011 12:57 pm (UTC)
Автор достаточно ясно высказался на эту тему: Церковь-организация нужна, поскольку создаёт необходимые условия (богослужение и таинства) для вхождения в Церковь-организм. Без этих условий войти в Церковь-организм просто "с улицы" было бы, мягко говоря, затруднительно.
bsv_aka_bsv
Apr. 19th, 2011 01:01 pm (UTC)
Ну Таинства-то не Церковь-организация создает.
gurbolikov
Apr. 19th, 2011 01:26 pm (UTC)
Становится неясно, что Вы понимаете под таинствами. Они же не в эфире происходят, а совершались и совершаются. Совершались апостолами и их учениками, совершаются и теперь.

На материальном плане нашего бытия таинство представляет собой вполне определённое действие. Любое разумное действие должно быть организовано. Этим и занимается Церковь как организация. И это -- более чем важная миссия.

А вот как раз социальный аспект деятельности этой организации, несмотря на то, что сейчас все только о нём и спорят, как ни странно, является второстепенным. В некоторых случаях, просто ничтожным по отношению к главному делу земной Церкви.

bsv_aka_bsv
Apr. 19th, 2011 02:01 pm (UTC)
ну не знаю, Катехизис вот считает что Таинства создал (и совершает) Иисус Христос. Конечно Катехизис не так разумно структурирован как Ваше рассуждение, поэтому вы пожалуй и правы. Наверное тут не все таки мистично.
birr
Apr. 19th, 2011 01:20 pm (UTC)
если в Церкви-организации нет никаких видимых признаков Церкви-Тела Христова, то как мы можем понять, что Церковь-организация является Церковью? Очевидно, никак не можем понять. Что мешает думать, что эти таинства - это только самовнушение (если церковная организация не несет в себе видимых признаков Церкви - Тела Христова), и поэтому ни о каких условиях тут говорить нельзя? Очевидно, ничего не мешает.
Поэтому мысль автора, на мой взгляд, некорректна. И мысль Новоселова, на мой взгляд, передана некорректно.
(Anonymous)
Apr. 19th, 2011 01:37 pm (UTC)
В чем некорректность передачи мысли Новоселова, ежели в своей реплике автор цитирует ее практически буква в букву?
birr
Apr. 19th, 2011 02:19 pm (UTC)
мне кажется, определенная путаница имеется и в самом новоселовском тексте. а именно, слова: "Насколько не совпадают церковь-организация и Церковь-Организм, видно из множества примеров: св. Афанасия Великого, св. Иоанна Златоуста, св. Максима Исповедника, св. Григория Паламы и др. Церковь-организация извергает их из своей среды, лишает епископских кафедр и т. д., а в церковном организме они являются и вечно пребывают славнейшими членами" - некорректны. Поскольку Афанасия, Максима и Паламу Церковь не извергала, но Церковь составляли они сами, а те, кто их извергали, Церковь не составляли.
Ну и, вообще говоря, эти святые за то и боролись, чтобы земная Церковь видимым образом являла Церковь небесную (в данном случае, в основном, в ее вероучительном аспекте), а у автора материала получается все как-то иначе.
(Anonymous)
Apr. 19th, 2011 08:11 pm (UTC)
почему же наоборот? Вот, в тексте то же самое, о чем говорите вы:


\\...только мерою личной святости каждого из нас определяется наша принадлежность к Церкви, как — к Телу Христову. А уж насколько мы сами будем святы, настолько это будет отображено и в нашей церковной организации. Но никак не наоборот.\\


(no subject) - birr - Apr. 20th, 2011 07:38 pm (UTC) - Expand
bsv_aka_bsv
Apr. 19th, 2011 02:03 pm (UTC)
А что Вы подразумеваете под видимыми признаками?
birr
Apr. 19th, 2011 02:12 pm (UTC)
в данном случае это не принципиально, но я исхожу из простого рассуждения: вот есть море организаций, называющих себя Церковью Христовой. Почему мы из них должны выбрать именно ту, к которой, как говорит автор, не приложимы выражения: «столп и утверждение истины», «Тело Христово», «Невеста Агнца» и многие другие? Не логичней было бы посчитать в качестве Церкви ту организацию, к которой они приложимы?
Ну а так, под видимыми признаками я подразумеваю совершенно тривиальные вещи, ну там, чтобы деятельность ее была направлена на то, чтобы ее члены стали хорошими христианами, вера чтоб хранилась и т.п.
(no subject) - bsv_aka_bsv - Apr. 19th, 2011 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - birr - Apr. 19th, 2011 03:56 pm (UTC) - Expand
vitaly_kaplan
Apr. 19th, 2011 02:04 pm (UTC)
если в Церкви-организации нет никаких видимых признаков Церкви-Тела Христова

А почему их, собственно, нет? Не доводите ли Вы ситуацию до полного абсурда? Я бы так ответил: пока есть люди, которые, как мы чувствуем сердцем, принадлежат Церкви-Организму и в то же время входят в Церковь-организацию - Церковь-организация выполняет свою задачу. Для меня такие видимые признаки - наличие в Русской Православной Церкви покойного архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и протоиерея Николая Гурьянова, покойного митрополита Антония Сурожского, наличие множества лично мне знакомых священников и мирян, в которых я вижу присутствие Божие. Наверное, будь Церковь-организация не нужна, эти люди не входили бы в неё.
birr
Apr. 19th, 2011 02:25 pm (UTC)
Вы перепутали меня с автором статьи.

к перечисленным Вами людям я совершено не испытываю тех же чувств, что и Вы, но это совсем другой разговор.
(no subject) - gurbolikov - Apr. 19th, 2011 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - birr - Apr. 19th, 2011 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gurbolikov - Apr. 19th, 2011 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - birr - Apr. 19th, 2011 08:23 pm (UTC) - Expand
bsv_aka_bsv
Apr. 19th, 2011 01:01 pm (UTC)
или нужна с большими ограничениями
Ну в общем-то да. Церковь-организация - это скажем так культурно-исторический объект. Без него можно - но это создает ряд проблем социальной коммуникации верующих между собой и социумом.
birr
Apr. 19th, 2011 01:23 pm (UTC)
Re: или нужна с большими ограничениями
в общем, да. Примеры обхождения без Церкви-организации хрестоматийны.

Tags

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner