?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Церковь и музеи:

ЖУРНАЛ № 47

СЛУШАЛИ:

Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о создании при Патриаршем совете по культуре Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Образовать при Патриаршем совете по культуре Комиссию по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.

2. Утвердить положение о Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.

 

http://www.patriarchia.ru/db/text/1170651.html

 


 



Comments

( 12 comments — Leave a comment )
cicerone2007
May. 31st, 2010 06:08 pm (UTC)
А что это значит? Натравливание рядовых сотрудников на директоров музеев со стороны г-на Чаплина прекратится?
gurbolikov
May. 31st, 2010 06:37 pm (UTC)
Я постараюсь узнать подробности...
cicerone2007
Jun. 2nd, 2010 05:55 pm (UTC)
Владимир, а что, Вы как просветитель, отвечаете в своем журнале на подобные реплики: "А Бог не в бревнах, а в ребрах...
Получается, дремучие искусствоведы, что лучше пусть в церкви будет склад, либо библиотека, главное, чтобы "костюмчик сидел", чтобы стеклопакетов не было, и не было золотых ручек...
Меня, как православного христианина, волнует лишь, чтобы в церкви служилась Литургия, какая у церкви будет крыша, мне НАПЛЕВАТЬ. Литургия служится? Крыша не течет? Отлично!!! Остальное - вторично!
Мне противно читать ваши комментарии, любители старины и искусства. Вы бы и Господа в музей засунули бы с удовольствием..." ? Это из комментариев к моему посту о псковской церкви:
http://community.livejournal.com/history_of_art/468521.html
gurbolikov
Jun. 2nd, 2010 07:03 pm (UTC)
Я бы ответил, что и я не против Евхаристии - что нет для меня ничего важнее этого. Но признание величайшей ценности Евхаристии вовсе не подразумевает, что православные христиане должны отказаться уважать память своих православных предков, которые с благоговением и тонким художественным вкусом украшали Дом Божий. Что отказ от этого уважение противоречит заповеди любви к нашим ближним, пусть и давно уже отошедшим к Богу. Что великое значение Литургии не отрицает исполнение земных законов, которые от каждого гражданина требуют уважать и сохранять памятники истории и культуры. И что всем нам надо помнить о той ответственности перед законом, которую настоятель этого храма (который, возможно, просто был недостаточно осведомлен о том, что законом предписано относительно столь уникальных и древних памятников) может понести от светских властей, если они по какой-то причине изменят своё отношение и вдруг используют закон против него. И спросить: хотят ли наши критики, чтобы кто-то пострадал не потому, что был верен Господу, а из-за элементарного небрежения законом?..

Можно также смело сказать о том, что руководство нашей Церкви не учит такому неуважительному отношению к нашему духовному и культурному наследию. Что специально для того, чтобы общими силами сохранить его, создаются новые синодальные учреждения. И ни в одном выступлении нашего Первоиерарха нет ни тени подобных обвинений в адрес музейного сообщества - напротив, всегда подчёркивается то, что нас объединяет общая забота о свидетельствах веры тех, благодаря кому и поныне Литургия служится по всей нашей земле.

А ещё сказал бы, что Христос запрещает нам судить кого бы то ни было, поскольку только Он наш Судия. И если боль кого-то из реставраторов или активных участников дела охраны памятников оборачивается осуждением или воспринимается как осуждение кого-то, то я прошу за это прощения. И умоляю ответно - не судить, но постараться понять, чем вызвана эта боль.
cicerone2007
Jun. 2nd, 2010 09:13 pm (UTC)
Спасибо за ответ.
srfmsmn
May. 31st, 2010 09:20 pm (UTC)
музей - сборище мертвых вещей...

(в противовес, например, икона - это "окно" в мир духовный...)
cicerone2007
Jun. 2nd, 2010 05:51 pm (UTC)
Это из личного опыта? Такое может сказать только человек не способный в принципе воспринимать другое и других. Для живых - подлинные ценности разных культур и эпох живы.
Впрочем, музеи бывают разные. Для человека, не имеющего опыта общения с искусством, некоторые музеи могут показаться кладбищем. И человеку надо над собой работать, и музеям тоже.
srfmsmn
Jun. 2nd, 2010 08:17 pm (UTC)
Это было в частности сказано к тому, что икона - не должна находиться в музее по определению. Икона - это неугасимая лампада пред ней, и такая же молитва. По крайней мере по определению. Не должно быть никаких препятствий для этого. Иконы не создаются для музеев, и музеи не вправе выставлять "свои" требования к иконам, и к КУЛЬТУРЕ.

"культура" происходит от слова культ (БСЭ: Культ... (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов,...существ,...) Некоторые говорят, что религия - это опиум для тёмного народа. А некоторые говорят, что культура - это умирающий культ.

Европейская (то есть христианская) культура вымирает, новая "культура", верней то, что остаётся от христианства, это возврат к язычеству, с поклонением порокам. И в москве уже ставят памятники семи порокам (почему не слышно о пямятнике семи добродетелям?), памятник грехопадению (почему не слышно о памятнике Христу и о идее возвращения в рай?). Культура "чёрных квадратов" - известный момент с некоей идеей, вкладываемой в произведение, а потом закрашиваемой чёрным цветом. Что таится за этой "культурой"? Какая идея скрывается за культурой чёрного квадрата? Современная культура обмана чрез воспевания (рекламой) табака и алкоголя как чего-то несущего счастье - нелепа... куда катится общество? Это НАШЕ общество, это НАША КУЛЬТура... Можно приводить ещё примеры...

Ценности меняются (почитают то грех до добродетель), и не все (музейные и жизненные) "ценности" идут на благо людям...
cicerone2007
Jun. 2nd, 2010 09:27 pm (UTC)
А Вы не задумывались, что для музеев вообще ничего не создавалось до 20 века. Ни греческих ваз, ни римских портретов, ни русских прялок. Ни Рафаэль, ни Веласкес для музеев не работали. И вообще люди долгое время уничтожали все, что им было непонятно.
Если что по-настоящему хорошего есть в культуре нашего времени, то это интерес и уважение к культурному разнообразию.
srfmsmn
Jun. 2nd, 2010 09:36 pm (UTC)
Мусор я лично уничтожаю, как и непригодные вещи - тоже. Что до непонятного - помолчим...
gurbolikov
Jun. 3rd, 2010 04:53 am (UTC)
"икона - не должна находиться в музее по определению. Икона - это неугасимая лампада пред ней, и такая же молитва. По крайней мере по определению. Не должно быть никаких препятствий для этого. Иконы не создаются для музеев, и музеи не вправе выставлять "свои" требования к иконам, и к КУЛЬТУРЕ." - это упрощение ситуации. Существуют древние иконы, для которых по ветхости не остаётся альтернативы между музейным хранением и уничтожением. И в прежние века их либо уничтожали, либо убирали на чердаки, в сараи... Была также практика записи иконной доски новым изображением поверх древнего. Однако начиная со второй половины девятнадцатого века, когда началось бурное развитие реставрации, и миряне, и клирики стали осознавать такое положение вещей неправильным. Потому создавались музеи - причём не только светские музеи, но и церковные древлехранилища. В той же Свято-Троице-Сергиевой Лавре с большим трепетом относятся к коллекции музейно-археологического Кабинета. Это - живое свидетельство церковной истории и веры. И в таком нахождении святынь и церковных предметов также есть своё свидетельство о Евангельских истинах. А вот если бы всё хранимое таким образом было бы отдано для обыденного церковного служения, то мы бы просто утратили эти важные свидетельства. Кроме того, не надо и про закон забывать - это и неправильно, и недальновидно.

Иное дело, что есть разные варианты того, как хранить; есть дискуссии по поводу того, можно ли создать условия и для экспонирования, и для поклонения. Эти дискуссии шли всё последнее время и многое прояснили в проблеме и для руководителей Церкви, и для музейных работников. Сейчас уровень взаимного понимания растёт, и это, я считаю, очень хорошо.
srfmsmn
Jun. 3rd, 2010 07:20 am (UTC)
Это всё ясно, и это есть, но я больше о связи того что происходит внешне - с внутренним миром людей, и каждого отдельного человека (насколько он может применить к себе). Слово всё же имеет очень важное значение, хотя мы и утрачиваем понимание слов всё больше.

музей - (лат. мuseum, от греч. мuseion - храм муз).
церковь - (греч. "дом Господний")
храм - (иврит. Бет га-Микдаш - "Дом святилища", Микдаш - "святилище")

И для экспонирования и для поклонения - это ошибочный путь. Намоленность храмов (икон, и др.) создаётся и чрез присутствие людей верующих, молящихся, а мощный узаконенный приток (как и смена традиций - например одежда, можно отдельно обсудить, если есть желание) людей неверующих, атеистов, других конфессий, людей светских, мысли которых далёко отстоят от Бога - это странная тенденция, и всё это сводит на нет поклонение, молитву, соборную молитву... не случайно "оглашенные изыдите!"(это опять о традициях) сейчас уже не везде следят за этим...
Не случайно говорящим в храме посылаются скорби. Это говорили святые отцы, это можно отнести и к мыслям естественно, и ко всей церковной утвари...

Церковь не может "изъять" иконы из музеев, но она может высказаться по этому поводу...

(о хранении в монастырях - это другой вопрос, подразумевается что монахи хранят с поклонением, с молитвой)

Есть светские выставки, где например фотографы выражают свой взгляд на церковь - это прекрасно. Но я бы лично не посоветовал им использовать церковную утворь просто так, без подобающих мыслей, без соответствующего контекста...
( 12 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner