gurbolikov (gurbolikov) wrote,
gurbolikov
gurbolikov

Categories:

"Мир народам, Землю крестьянам", или ещё раз о смысле лозунгов

Читаю чукотские дневники дорогого мне отца Агафангела ( rev_agafangelos), вижу эти колебания относительно верности сделанного в отношении еп Диомида, и вот какие мысли приходят

Отцы, братья, ну что же Вы, словно присяжные в деле Веры Засулич?! Вишь ли, милая девушка из чистых побуждений пришла на приём к "душителю свободы" и искренно так, от полноты чувств пулю в него всадила! Ах, как же это - её в тюрьму сажать?! Нет - оправдана, ради гуманизма!.. Что ж Вы забываете про "правдивые" и "искренние" лозунги большевиков - утопивших потом страну в крови и не выполнивших ни одного пункта своей программы??? 

Вы что - всерьёз считаете, что церковные власти тем, что постарались уберечь Церковь от очередного раскольника, сделали нечто дурное? Да побойтесь Бога! Ведь для того всё это и затевалось и тогда, и теперь: лозунги и обвинения как инструмент для захвата власти (либо оправдания раскола)? Иначе давно бы шёл диалог. Никакой диалог был не нужен очередным нашим большевикам, и они как раз и сделали расчет, что любое твёрдое решение властей смутит наши с вами интеллигентные души... 

...В вопросе с еп Диомидом я вижу параллели с большевиками - вот где апофеоз в использовании популярных обвинений и лозунгов без какой либо иной цели кроме захвата власти, в данном случае - власти в Церкви! И вот где особенно страшны те обычные интеллигентские заблуждения (о которых когда-то писал уже в дневнике), когда в противостоянии властей и "борцов с режимом" почему-то принято корить именно власти - независимо от того, чего "борцы" добиваются. 

Посмотрите, сколько уже раз успели вздохнуть наши ЖЖ-шные отцы по поводу излишней жёсткости в отношении Диомида, сколько переживаний по поводу того, что ему чуть ли не затыкали рот! И это притом, что Диомид старательно избегал гласного и прямого обсуждения своих воззваний, что обвинения свои он собирал вне всякой логики, с бору по сосенке, что он, обвиняя, ничего внятного не предлагал. Что (на самом деле!) в отношении него никакие каноны нарушены не были (потому что не ездили во времена вселенских соборов епископы по три раза к обвинённому собрату - речь шла о подписях, печатях, о грамотах, заверенных епископами, а не о необходимости епископату трижды выезжать на чукотки и в африки и умолять владык приехать на суд). Несмотря на понимание, что никого бы Диомид не послушался. По-прежнему - "власти" - неправы (потому что власти всегда неправы!), а все оппозиционеры (как и было с большевиками, эсерами-террористами, анархистами, народовольцами и пр.) заведомо правдолюбцы и страдальцы.

Когда же мы преодолеем эту бредовую, совершенно неразборчивую влюблённость? Ведь совершенно же ясно, что сейчас любая СИСТЕМНАЯ (то есть имеющая аргументы и желающая добрых перемен) оппозиция имеет вполне достаточно способов влиять на ситуацию, что никто не сечёт головы, что ни "воронков" у ночных подъездов нет, ни партийных чисток... Так и не хотим мы перечитать нашу историю. Не хотим вдуматься и в церковные дискуссии, которые уже были по этим вопросам - хотя бы прочесть полемику Карташова с о.Шмеманом по подобным поводам (а ведь много верного было сказано профессором Карташовым - стОит перечитать его книгу "Воссоздание Святой Руси", которую, к сожалению в электронном видея  не нашёл...). И никак не возникает понимания того урока, который дал нам большевизм. И пока не поймём - будем раз за разом наступать на те же грабли. Мне опасность эта особенно очевидна - ведь прошёл я в своё время и через толстовство (этот апофеоз подмены понятий), и через анархо-синдикализм... 

Одновременно, видя, сколько взвинченности, истеричности было в этом деле в обоих лагерях, кроме собственно Собора наших епископов, вот о чём я задумался. Дай-то Бог, чтобы в подобных вопросах новые поколения вождей Церкви проявили бы ту выдержку, то умение "держать удар" и не впадать в истерию, какое продемонстировали в этой ситуации наши, заставшие советскую эпоху, высшие иерархи! Слишком много крайностей, слишком очевидны метания от желания уничтожить противника до истерической жалости к нему, жалости вовсе не христианской.

P.S. В ходе обсуждения возникла необходимость пояснить некоторые вещи.  

1. Я не настаиваю на том, чтобы еретиков сжигать на кострах (эта практика как раз очень впечатляет еп Диомида, судя по одному из его посланий), всех немедленно анафематствовать и гнать. Я не призываю к жестокому и беззаконному отношению к тому же вл Диомиду. Но я все же против того, чтобы решение нынешнего Собора нами воспринималось как злое, намеренно провокационное, чтобы начинались интеллигентские копания, которые кончаются тем, что еп Диомид и архиерейский Собор ставятся фактически на одну доску. Это серьезная ошибка. Мы настолько боимся какого-то акта со стороны власти (светской или церковной, неважно), что начинаем себе придумывать Бог весть что и забывать, кто нам друзья, а кто - давайте назовём вещи своими именами - враги (потому что расколоучители для нас именно враги). И это опасно - и для нас самих, и для всей Церкви, когда мы ЗАКОННЫЙ церковный суд над ними называем чуть ли не разбойным. Разбойник тут был один, и чем дольше ему позволено было бы бесчинствовать, тем хуже для всех нас. И сейчас надо колеблющихся успокоить, твёрдо высказатьсчя против расколоучителей, а дальше самим СПОКОЙНО искать ответы на те вызовы, которые выявились для современного церковного сознания. Вызовы и вопросы с уходом Диомида никуда не делись, и обсуждение этих проблем обязательно будет происходить, и слава Богу.
 
2. Говоря о полемике Карташова со Шмеманом, я скорее всего, имел в виду одну из статей Карташова в сборнике "Воссоздание Святой Руси". Но в виде электронного текста я книги не нашёл - в интернете есть лишь одна глава. Увы...

3. Истерическая жалость - это когда мы сожалеем не о недобрых помыслах, ошибках и недостойном поведении человека, ведущему его к трагедии, а о том, как он "бедненький, был обижаем, как он ото всех страдал, какие вокруг него все были жестокие"... И этими причитаньями еще больше человека запутываем во лжи, которая ему мила и приятна.

4. Говоря о нарушении в отношении канонов в отношении еп Диомида, мне несколько раз указывали, что вопрос полностью разобран в ЖЖ-сообществе "Устав", и разбор этот ясно свидетельствует о том. что Собор был неправ. Я высказывал сомнения, что всё там так однозначно установлено. Наконец-то добрался до постов Сообщества на эту тему, и вижу, что мнение о нарушениях не было общим, что шла там оживлённая дискуссия, которая свидетельствует лишь о возможной разнице толкований произшедшего - причем не только в вопросе о применении канона, но и вообще в оценке того, а чем, собственно, являлось Соборное решение. Вот характерные примеры этих обсуждений: 

http://community.livejournal.com/ustav/231025.html
http://community.livejournal.com/ustav/231462.html

PPS. В любой момент могу уехать в отпуск, там интернета не будет, так что на всякий случай прощаюсь примерно до 20 августа... За порядком в блоге попрошу последить моих друзей, но если какое-то безобразие начнётся, то они вынуждены будут на время начать скринить комментарии. В любом случае, всё потом увижу, всё прочитаю. Пока журнал остаётся открытым.

Tags: Дневники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 99 comments