?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вспоминая "Сталкера"...

Говорить об учительной функции искусства стало дурным тоном. Но в том, что это нормально, я соглашаться отказываюсь. Именно победа этого либерального взгляд на роль кинематографа (позиции, что зритель пусть сам себе придумывает, о чем этот фильм), в сущности, и предопределяет невозможность возрождения нашего национального кино. Потому что это родовой признак, естественная особенность отечественного искусства.

Все подлинные гении нашего киноискусства понимали нравственное значение своего творчества, его этическое, а не только эстетическое воздействие на людей. У Тарковского Сталкер рыдает в конце фильма, потому что люди идут в Зону без веры. Это - слезы непонятого художника. И для русского писателя или кинематографиста в большинстве случаев важно было не только, чтобы его прочли или посмотрели, но чтобы его поняли. И это не казалось прежде ни стыдно, ни недемократично.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
estera
Feb. 25th, 2005 11:47 am (UTC)
учительная роль искусства: нота бене
Искусство - это только инструмент, учить должна Церковь. Ненормально, что совестью нации считаются писатели или режиссеры. Это значит, что что-то не то с нацией... как это и было в XIX веке. И привело в результате к революции.
ex_igo_ru
Feb. 25th, 2005 12:22 pm (UTC)
Re: учительная роль искусства: нота бене
А кто был совестью нации в 18 веке?
Ситуация может и ненормальная,но кто сейчас может быть "совестью" нации?
gurbolikov
Feb. 25th, 2005 12:23 pm (UTC)
Re: учительная роль искусства: нота бене
Но ненормально и превращение искусства в отрасль пищевкусовой промышленности.:) Искусство участвует в формировании личности, оно ищет образ красоты и образ героя, сообразного времени. Причем происходит это всегда - независимо от желания-нежелания художника и жанра, в котором он работает. Но одно дело - сознавать своё предназначение и разбираться, рали чего тебе Богом дан талант, а другое - под разглагольствования об "аполитичности" (в широком смысле, конечно же) искусства, заниматься эстетским чревоугодием. Может, та же русская литература, притчевая, философствующая, даже богоищущая и виновата в наших бедах, но не тем, что философствовала и Бога искала, а в том, КОМУ СТРЕМИЛАСЬ ПОСЛУЖИТЬ. Это - да, ошибка, заблуждение. Но не то, что она стала тем, чем стала - великой русской литературой.
john_petrov
Feb. 25th, 2005 12:31 pm (UTC)
Re: учительная роль искусства: нота бене
Куда же подевалась Церковь в XIX веке? Может быть, ей не по силам учить всех и всегда?
gurbolikov
Feb. 25th, 2005 01:15 pm (UTC)
Re: учительная роль искусства: нота бене
Никуда Церковь не подевалась. Каждый занимался своим, органически своим делом. Церковь звала к Первообразу, ко Христу - искусство искало образ красоты и правды своими средствами. Другое дело - был ли источником этой, сообразной эпохе, красы и правды, Христос - или нет. В этом корень проблемы, а не в том, что искусство искало, звало и - своими средствами - воспитывало людей.
john_petrov
Feb. 25th, 2005 01:31 pm (UTC)
Re: учительная роль искусства: нота бене
Вот, я, грешный, и думаю, что до похода к Первообразу образ как-то должен зацепить. Тут-то искусство и сгодится. Не только оно, конечно, но оно далеко не в последнюю очередь.
gurbolikov
Feb. 25th, 2005 01:52 pm (UTC)
Re: учительная роль искусства: нота бене
Верно, всё верно.
( 7 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner