?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

“Нетерпимость… – это гнев тех, у кого нет убеждений; ярость равнодушия. Так противятся определенным идеям те, чьи идеи определить нельзя. Массовые преследования вели не убежденные люди – убежденных людей для этого слишком мало. Их вели люди безразличные”
Честертон. 

Далее ...  

Честно говоря, совершенно иначе стал относиться к этому тексту, когда прочел мнения студентов о выступлении ВР в Петербургском университете. Для них его мнение о толерантности было шокирующим. Для меня шоком была их реакция...

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
tomk_
Nov. 8th, 2006 09:10 pm (UTC)
спасибо, очень интересно
kiva_ru
Nov. 8th, 2006 09:13 pm (UTC)
Очень Вас прошу, выложите где-нибудь эти лекции:
«Религиозный фактор в системе международных отношений»
И дайте ссылочку в ЖЖ. Это ОЧЕНЬ важно и интересно! Ведь посетить их смогут далеко не все желающие!
Студенты питерского универа произвели сами по себе довольно печальное впечатление (по высказываниям на Вашей страничке), однако радует большая их заинтересованность. Очевидно, Легойда очень хорошо умеет разговаривать с людьми, приятно знать о таком человеке.
ex_kir1
Nov. 8th, 2006 09:41 pm (UTC)
извините но статья Легойды - каша
словом "толерантность" вертят как хотят, но не приводят фактов, что толерантность она нетерпимая
(особенно к религии)
у нас что, демократы и либералы храмы взрывают? священников режут?
и так государство у нас церковь финансирует (ряд соглашений с Мин путей сообщения о строительстве храмов рядом с вокзалами, и Мин здравоохранения на ту же тему, соглашение с Минобороны о капеланах (православных) и пр. и пр.). зачем плеваться то?
непонимаю...
gurbolikov
Nov. 9th, 2006 08:35 am (UTC)
Легойда - американист, и он неоднократно приводил эти самые факты. Рождество в США, на котором приглашают священника в кампанию для поздравления, но запрещают при этом произносить имя Христа; иск гомосексуалистов к "нетолерантным" католикам, которые не пускают их на свой традиционный крестный ход; запрет держать Библию на учительском столе и так далее. У нас нет этого "психоза", но толерантность как термин - в чем совершенно прав Легойда - вовсе не уважение и терпимость - а нечто иное.
ex_gae4ka
Nov. 9th, 2006 07:22 am (UTC)
"Для меня шоком была их реакция" - это про их реакцию во время встречи в Питере или ту, что на сайте? В последнем не увидела ничего шокирующего.
gurbolikov
Nov. 9th, 2006 08:27 am (UTC)
На сайте и есть впечатления участников той встречи. Совершенное отсутствие критического мышления... Мне мама рассказывала про первую американскую выставку в Москве во время хрущевской оттепели. На американца, стоявшего у стенда с газетами и журналами США, набросились посетители выставки с гневным вопросом: "Почему ваши газеты врут". - Тот, уже совершенно измученный, решил ответить честно: "ВСЕ газеты врут". - "Да как вы смеете???," - закричали на него. - "НАШИ газеты НИКОГДА не врут". То, как изумились студенты, услышав критический выпад в отношении слова "толерантность", живо напомнило мне ту историю...
celtmaid
Nov. 9th, 2006 07:51 am (UTC)
Честертон - тоже не истина в последней инстанции.
Чтобы так утверждать, нужно хотя бы более или менее представлять себе картину "массовых преследований". Крайние позиции, с которых принято смотреть не нее, не несут и доли объективности.
"Если же толерантность трактуется как “я так думаю, а вы – совсем иначе, ну и славно” (что чаще всего и происходит), то для такой терпимости есть другое, правильное название – безразличие. " Отнюдь. Просто есть восточное толкование толерантности (которое, кстати, совершенно не противоречит православному). Помните индийскую притчу о слоне и слепцах, которым предлагалось на ощупь определить что такое слон? У каждого человека свой Путь. Каждый человек свободен в его выборе. Узкие врата - потому и узкие, что "немногие находят их". Об этом бесполезно спорить. Покажите мне, ГДЕ здесь безразличие? Или те святые подвижники (взять хотя бы первых соловецких святых, заложивших первый храм на островах), которые удалились от мира, чтобы в молитве и лишениях провести остаток своих дней, тоже были безразличными? Или личное спасение, которого они достигли, не подвигло многих идти той тропой, которую они проложили?
Можно сколь угодно долго рассуждать про "воинствующих мусульман" и буддистов, "возводящих в ранг Бога живого человека". Легче всего объяснять идеологический бардак в умах людей пресловутой "толерантностью", которой подменили христианское понятие любви (уважаемый В.Р. как бы вскользь отказывает в этом и исламу, и буддизму). Но это всего лишь слова. Глубоко спорные слова, вокруг которых зачем-то ломаются копья.
Может быть, те святые подвижники и пришли к спасению потому, что предпочли словам - дело?
gurbolikov
Nov. 9th, 2006 08:37 am (UTC)
Мне кажется, Вы совершенно о другом пишете, это никак не связано с темой, затронутой Легойдой.
celtmaid
Nov. 9th, 2006 08:50 am (UTC)
Я говорила о толерантности как таковой. Я просто не очень поняла, для чего, а главное - для кого писалась эта статья.
Умозрительные рассуждения были свойственны схоластам, а Владимир, насколько я помню, себя к ним не относил никогда. Да, он американист, но далеко не все, с чем можно столкнуться в Штатах, присутствует и в России. Отсюда непонятно, зачем вообще апеллировать к американскому опыту. А российскую действительность словами не исправишь. Это всего лишь сотрясение воздуха.
gurbolikov
Nov. 9th, 2006 09:14 am (UTC)
Владимир Романович ещё и замдекана, преподаватель. Он знает и видит многие тенденции. Я сначала также считал, что тема схоластическая. Считал, пока не увидел отклики студентов. Если их шокировало такое отношение к вопросу, значит, Легойда уже столкнулся с новыми ценностями в общении со сволей аудиторией в МГИМО. И возможно, оказался немного прозорливее нас с Вами.:)
celtmaid
Nov. 9th, 2006 09:35 am (UTC)
Я тоже преподаю в МГИМО. Аудитория там, как и везде, - разная. Институт (не только МГИМО, но и, наверное, любой вообще) - это маленькая проекция общества в целом. Странно было бы искать там какие-то новые ценности, которые были бы не свойственны обществу в целом. Вопрос, почему студенты рядом с деканатом МЖ в открытую ругаются матом, представляется мне более животрепещущей, нежели чем рассуждения ВР о том, что есть толерантность. Впрочем, к теме поста это уже отношения не имеет.
celtmaid
Nov. 9th, 2006 09:43 am (UTC)
И как много вы знаете людей, рассуждающих о тенденциях духовного развития современного российского общества, которые способны пресечь нецензурную брань в общественном транспорте или у того же деканата?
Большинство таких людей просто пройдет мимо. Это как раз и есть то безразличие, о котором они сами и пишут.
Тогда все тот же вопрос - зачем вообще об этом писать?
Я согласна, это имеет весьма опосредованное отношение к христианству как таковому. Но большое начинается с малого, не так ли?
gurbolikov
Nov. 9th, 2006 09:47 am (UTC)
Если Вы - коллега Легойды, думаю, Вам проще всего обратить Ваши вопросы к нему лично. Я своё мнение высказал...
celtmaid
Nov. 9th, 2006 09:50 am (UTC)
Увы, я преподаю китайский, хоть и закончила МЖ. ВР учился двумя годами старше.
Спасибо за ваше мнение.
gurbolikov_foto
Nov. 9th, 2006 10:00 am (UTC)
Но в моём посте есть ссылка на его статью - он смотрит отклики. Так что просто напишите комментарий под его материалом...
celtmaid
Nov. 9th, 2006 10:26 am (UTC)
Сделала, хоть и не вижу в этом особенного смысла.
( 16 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner