?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В антиклерикальном ЖЖ-сообществе человек написал:

"Перл с местного ТВ
Вспомнилось, как в новостях Белгородского ТВ был сюжет про выставку детских рисунков на библейские темы. Корреспондентка выдала такую фразу: "Советская школа давала, конечно, неплохое образование, но о духовности в ней речь не шла".
Опаньки, Лев Николаевич с Антоном Павловичем, оказывается, бездуховные личности.
А если продолжить мысль корреспондентши, то получается, что современное образование - "ни в борщ, ни в Красную Армию", зато духовности - хоть отбавляй..."


Моё мнение:

Увы, но действительно не шла речь о духовности. Произведения проходили по второстепенным линиям, больше всего, социальным. И притом, что у нас, например, был неплохой учитель литературы, я о духовных исканиях Гоголя, Толстого или Достоевского (без которых их книги остаются наполовину непоняты!) узнал намного позднее. Плюс к тому - идеологические штуки (если и духовного свойства, то со знаком минус). Когда с детских лет учат НАИЗУСТЬ Лермонтова "На смерть поэта" - стихи, которые совершенно противоречат представлениям и завещанию самого Пушкина ( http://www.foma.ru/index.php?issue=1§ion=4&article=156 ). Идея мести, ненависти - вопреки тому, о чем думал и просил Пушкин перед смертью (хочу умереть по-христиански, прошу не мстить, умоляю пощадить жену)... Вообщем-то дикий и действительно без-духовный был курс, несмотря на великие писательские имена.

В ходе разговора возник ещё один момент: мол, духовность стали путать с церковностью, с православием. Но:

Убежден, что вне православия действительно трудно изучать классическую русскую литературу, потому что все наши писатели испытывают либо притяжение, либо отвращение именно к православной вере. "Ревизор" и "Мертвые души" Гоголь писал как аллегории Страшного суда и галерею собственных грехов (и был потрясен, когда "Ревизора" восприняли и расхвалили как САТИРУ); Толстой и Достоевский писали романы-притчи, имея в виду как источник (и идейный, и жанровый) Библию и Евангелие. Самый любимый самим Чеховым чеховский рассказ - "Студент" - посвящен отречению Петра. И так далее. Для понимания наших писателей православный контекст чрезвычайно важен - иначе мы так и будем жонглировать всю жизнь "мыслью Достоевского" о том, что "красота спасёт мир" (на самом деле, фраза героини из романа "Идиот"). И так и не узнаем, что Достоевский вовсе так не считал, поскольку различал идеал содомский, красоту губящую - и идеал Мадоннин, поскольку для него спасение было в том, что "мир станет Красота Христова". Посмотрите же, какое количество ОБРАЗОВАННЫХ людей так умудрились изучить Достоевского, что сами того не подозревая, лгут!..

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
paxvia
Aug. 4th, 2006 06:50 am (UTC)
Во-первых, ни Антон Павлович, ни Лев Николаевич - не советские писатели. Даже то, что их проходили в школе (а на самом деле забивали их ложным анализом головы учеников, отвращая их от самостоятельного поиска), не делает курс литературы духовным. Мне с учительницей повезло лишь в 10 классе. Она хотя бы знала, кто такие Бахтин и Лотман, хотя не решалась с нами о них говорить.
Курьез 8-го класса: я и подруга получили на экзамене пятерки за разбор повести Гоголя "Старосветские помещики": я хвалила их патриархальный быт, а подруга ругала их классовую отсталость и мещанскую узость ;).
olga_1821
Aug. 4th, 2006 08:21 am (UTC)
Nelzja s Vami ne soglasitsja.
A pro "Mertvye dushi" i "Revizora" - ochen interesno, ja i ne znala pro etot zamysel Gogolja!
(Izvinjaus za latinicu: nash proxy blokiruet translit, a russkoj klaviatury u menja net).
gurbolikov
Aug. 4th, 2006 08:48 am (UTC)
Давно, кстати, хотел спросить: Вы видели когда-нибудь наш журнал?
olga_1821
Aug. 4th, 2006 01:07 pm (UTC)
Konechno, videla. I elektronnuju versiju, i pechatnuju.
gurbolikov
Aug. 4th, 2006 01:38 pm (UTC)
А каким образом журнал доходит?
olga_1821
Aug. 11th, 2006 12:47 pm (UTC)
A on ne doxodit. Prosto ja byla v proshlom godu v Rossii, i odna znakomaja mne podarila dva nomera. V jetom i sostoit moe znakomstvo s pechatnoj versiej.
gurbolikov
Aug. 11th, 2006 02:32 pm (UTC)
Жалко... Хотите - отправлю Вам несколько номерочков? Дело в том, что я хотел обсудить с Вами сотрудничество по переводам статей из "Фомы" - хочется знать, возможно ли это в принципе, интересно ли Вам, что стОило бы переводить в первую очередь и так далее.
olga_1821
Aug. 14th, 2006 07:08 am (UTC)
Oi, konechno, otpravte, esli ne trudno! Budu OCHEN rada! U nas vsja semja ljubit Vash zhurnal.

Naschet perevodov - budu rada pomoch. U Vas publikuetsja stolko materialov na zhivotrepeshhushie sovremennye temy; mne kazhetsja, jeto budet ochen interesno molodezhi ljuboj nacionalnosti. naprimer, ta zhe rock-musyka - xotja ja sama ee ne slushaju, no dlja mnogih moih znakomyh jeto dejstvitelno vazhnaja tema.
gurbolikov
Aug. 14th, 2006 08:13 am (UTC)
Может, интервью с Кинчевым перевести (с пояснением, кто он и что)?
der_logger
Aug. 19th, 2006 03:48 pm (UTC)
Кстати, а почему у вас на fomacenter.ru затишье какое то ?
Творческий кризис постиг ?
gurbolikov
Aug. 21st, 2006 04:18 am (UTC)
Нет, болезнь роста. Последние приготовления к переезду идут, откроемся на foma.ru 1 сентября...
roman_elvin
Aug. 4th, 2006 09:10 am (UTC)
Нам про замысел "Ревизора" на курсах говорили. А в школе - нет...
(Anonymous)
Aug. 5th, 2006 01:12 am (UTC)
Ну уже нет советской школы - и соотв. курса - зачем это все писать (сама оценка курса весьма поверхостна). Но, главное, а что, собственно, принес новый курс? Люди стали лучше и чище (смех в зале). Советский стиль мышления был экзистенциальным - а "за Бога" трендеть - дело нехитрое.
samaryanka
Aug. 7th, 2006 04:27 pm (UTC)

Согласна, что вне православия классическую русскую литературу трудно изучать. Я бы сказала даже вообще про всю лучшую русскую литературу. Ведь лучшая русская литература второй половины XX века (т.н. "деревенская": Белов, Распутин, Абрамов, Шукшин) - глубоко православна по духу; а ведь номинально - "советская".

А кто были те русские писатели, которые питали отвращение к православной вере?
на вскидку не смогла вспомнить, потому и спрашиваю.

Очень интересно было почитать о преподавании литературы в школе. Сама, к великому сожалению, так замучена "программным" Пушкиным и советской интерпретацией его поэзии,
что до сих пор все внутри мертво. Не знаю, как сейчас обстоят дела в школе, но очень боюсь, что в учительских конспектах просто в очередной раз сменится "интерпретация", и снова будет долбёжка: та, что сегодняшнему дню "угодна". И кто-нибудь вроде меня-школьницы, опять выучит Пушкина назубок, но так и не встретится с ним.
Правда, я еще надеюсь... :))



( 14 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner