?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"ФОМА" НОМЕР 3 (35) 2006 г.
Анонс номера


Очередной, третий в этом году, номер "Фомы" вышел в свет.

Традиционный «Вопрос №1»  нового номера звучит так: «Что для вас деньги?». Отвечают актриса Ольга Будина, журналист Иван Демидов, депутат Рязанской областной думы Владимир Торопов, священник Игорь Палкин, пенсионерка Татьяна Назарова и др.

Этот вопрос предваряет тему номера "ВЕРА И БОГАТСТВО". Открывает тему материал под названием «Миллион на двоих не делится, или почему богатому трудно войти в Царствие Небесное». Это большой и серьезный разговор с журналистом Владимиром ШПАКОМ, который в начале 90-х был в буквальном смысле «владельцем заводов, газет, пароходов» и все искушения богатством в его «новой русской» версии прошел на собственном опыте.

Второй материал темы называется «В поисках узких врат». Существует расхожий ложный стереотип: православные-де считают, что быть богатым грешно, а благодатно быть нищим, больным и юродивым. И стараясь его опровергнуть, все, кто начинают говорить с нашими богатыми об их вере, словно играют в поддавки, заранее снижая для них ту высокую планку, которую ставит перед каждым христианином Евангелие. А между тем, Сам Господь для них эту планку поднял еще выше. Значит богатому, чтобы спастись, нужно, в отличие от других людей, совершить какой-то сугубый подвиг? Но в чем он заключается? 

Подробнее

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Mar. 14th, 2006 05:43 pm (UTC)
невозможно разбогатеть тому, кто не делает несправедл
В кач. ликбеза. Святые Отцы о богатстве и богатых - еще раз. Сегодня Златоуст

…Какие блага? Деньги, дома, столько-то десятин земли, толпу рабов и кучи серебра и золота? Это ли называешь благами? И не совестишься, не стыдишься ты – человек, которому дана заповедь любомудрствовать о небе, А МЕЖДУ ТЕМ ТЫ АЛЧЕШЬ ЗЕМНЫХ СТЯЖАНИЙ И НАЗЫВАЕШЬ БЛАГАМИ ТО, О ЧЕМ НЕ СТОИТ ДАЖЕ ГОВОРИТЬ НИ ОДНОГО СЛОВА? Если это – блага, то конечно и тех, которые стяжали их, следует называть благими. Да и каким образом не благ тот, кто имеет нечто благое? Итак, что же, скажи мне? Если стяжавшие их бывают жадны к приобретению, похищают, то ужели назовем их благими? Если богатство есть благо и между тем оно накопляется вследствие корыстолюбия, то чем более оно будет возрастать, тем более послужит причиною того, что владеющего им будут считать благим. УЖЕЛИ ПОСЛЕ ЭТОГО И КОРЫСТОЛЮБЕЦ БЛАГ? Если же богатство есть благо и умножается вследствие корыстолюбия, то тот будет лучше, кто больше, таким образом, приобретет. Замечаешь ли противоречие? Но если он не будет корыстолюбив, скажешь ты? А каким же образом это может случиться? Страсть эта пагубна, и НЕВОЗМОЖНО РАЗБОГАТЕТЬ ТОМУ, КТО НЕ ДЕЛАЕТ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. На это и Христос указывает, говоря: "приобретайте себе друзей богатством неправедным" (Лук.16:9).

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на первое Послание ап. Павла к Тимофею, 12, 3

(Anonymous)
Mar. 14th, 2006 05:44 pm (UTC)
получил собранное неправдою
Но что, скажешь ты, если кто-нибудь от отца получил наследство? ОН ПОЛУЧИЛ СОБРАННОЕ НЕПРАВДОЮ. Ведь без сомнения не от Адама предок его был богат, но, конечно, многие другие прежде него являлись на свет, и между многими мог найтись такой, который незаконно похитил и воспользовался тем, что принадлежало другим. Итак, что же? Неужели Авраам, скажешь ты, имел неправедно приобретенное богатство? И что (сказать) об Иове, который был непорочен, праведен, истинен, богобоязлив, который удалялся от всякой злой вещи? Богатство их состояло не в золоте, не в серебре, не в зданиях, а в скоте; иначе говоря, – богатство это было от Бога. А что богатство его состояло из скота, это видно из того, что писатель книги, перечисляя то, что случилось с тем блаженным, и говоря, что у него умерли верблюды, и кобылы, и ослы, не сказал, что (враги), придя, расхитили у него золотые сокровища. Кроме того, и Авраам тоже был богат, но рабами. Что же? Неужели он не купил их? Нет; поэтому и замечает Писание, что у него было триста восемнадцать домочадцев. Сверх того, ему принадлежали и овцы, и волы. Откуда же он взял золото, посланное к Ревекке? Получил дары из Египта, – не вследствие насилия или какой-либо несправедливости.

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на первое Послание ап. Павла к Тимофею, 12, 3-4
(Anonymous)
Mar. 14th, 2006 05:45 pm (UTC)
Никак не можешь доказать, что богатство законно
Поэтому, скажи мне, откуда ты приобрел богатство? От кого ты получил его? А другой откуда взял? От деда, скажешь ты, от отца. НО МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ, ВОСХОДЯ ЧРЕЗ ДЛИННЫЙ РЯД ПОКОЛЕНИЙ, ДОКАЗАТЬ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТО ИМУЩЕСТВО ЭТО ЗАКОННО ПРИОБРЕТЕНО? НИКАК НЕ МОЖЕШЬ ЭТОГО СДЕЛАТЬ. НАПРОТИВ, НАЧАЛО И КОРЕНЬ ЕГО НЕПРЕМЕННО ДОЛЖНЫ СКРЫВАТЬСЯ В КАКОЙ-НИБУДЬ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. Почему так? ПОТОМУ ЧТО СНАЧАЛА БОГ НЕ СДЕЛАЛ ОДНОГО БОГАТЫМ, А ДРУГОГО БЕДНЫМ, И, ПРИВЕДШИ (ЛЮДЕЙ), НЕ ПОКАЗАЛ ОДНОМУ МНОГИХ ЗОЛОТЫХ СОКРОВИЩ, А ДРУГОГО ЛИШИЛ ЭТОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, НО ВСЕМ ПРЕДОСТАВИЛ ДЛЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ ОДНУ И ТУ ЖЕ ЗЕМЛЮ. КАКИМ ЖЕ ПОЭТОМУ ОБРАЗОМ, КОГДА ОНА СОСТАВЛЯЕТ ОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ, ТЫ ВЛАДЕЕШЬ СТОЛЬКИМИ-ТО И СТОЛЬКИМИ УЧАСТКАМИ, А БЛИЖНИЙ НЕ ИМЕЕТ НИ КЛОЧКА ЗЕМЛИ? Скажешь: мне отец передал. А он от кого получил? Тоже от предков. Но, постоянно восходя выше, непременно нужно найти начало. Иаков стал богат, но получая награду за труды. Впрочем, не стану заниматься подробными исследованиями этого. Положим, что богатство законно, приобретено без малейшей примеси грабительства. Ты не виноват в том, что отец твой награбил; правда, ты владеешь тем, что приобретено посредством грабительства, однако сам ты не грабил. Согласимся, впрочем, даже и на то, что и он не грабил, но владел золотом откуда-либо из земли добытым. Что же из этого? Ужели богатство есть благо? Нисколько. Но оно и не зло, скажешь ты. Если оно не есть плод любостяжания, то не зло, И ПРИ ТОМ, ЕСЛИ РАЗДАЮТ ЕГО НУЖДАЮЩИМСЯ; если же не раздают его, то становится злом и коварством. Но скажешь: до тех пор, пока человек не сделал зла, он не зол, хотя бы и не делал добра.

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на первое Послание ап. Павла к Тимофею, 12, 4
(Anonymous)
Mar. 14th, 2006 05:46 pm (UTC)
Разве не зло, что один пользуется общим?
… РАЗВЕ ЭТО НЕ ЗЛО, ЧТО ОДИН ВЛАДЕЕТ ТЕМ, ЧТО ПРИНАДЛЕЖИТ ГОСПОДУ, И ЧТО ОДИН ПОЛЬЗУЕТСЯ ОБЩИМ ДОСТОЯНИЕМ? Не Божия ли земля и исполнение ея? Поэтому, если наши блага принадлежать общему Владыке, то ОНИ В РАВНОЙ СТЕПЕНИ СОСТАВЛЯЮТ ДОСТОЯНИЕ И НАШИХ СОРАБОВ: что принадлежит Владыке, то ПРИНАДЛЕЖИТ ВООБЩЕ ВСЕМ. Разве мы не видим такого устройства в больших домах? Именно, всем поровну выдается определенное количество хлеба, потому что он исходит из житниц домохозяина: дом господский открыт для всех. И все царское принадлежит всем: города, площади, улицы принадлежать всем; мы все в равной мере пользуемся ими. Посмотри на строительство Божие. Он сотворил некоторые предметы общими для всех, чтобы, хотя таким образом, пристыдить человеческий род, как-то: воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды, – разделил между всеми поровну, как будто между братьями. Для всех Он создал одинаковые глаза, одинаковое тело, одинаковую душу; всем дал одинаковое устройство, всех из земли (произвел), всех от одного мужа, всех поставил в одном и том же доме. Но все это нисколько не послужило к нашему обращению.

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на первое Послание ап. Павла к Тимофею, 12, 4
(Anonymous)
Mar. 14th, 2006 05:48 pm (UTC)
неимение денег служит признаком доброго человека
И другое соделал Он общим, как-то: бани, города, площади, улицы. И заметь, что касательно того, что принадлежит всем, не бывает ни малейшей распри, но все совершается мирно. Если же кто-нибудь покушается отнять что-либо и обратить в свою собственность, то происходит распря, как будто вследствие того, что сама природа негодует на то, что в то время, когда Бог отовсюду собирает нас, мы с особенным усердием стараемся разъединиться между собою, отделиться друг от друга, образуя частное владение, и говорить эти холодные слова: „это твое, а это мое". Тогда возникают споры, тогда огорчения. А где нет ничего подобного, там ни споры, ни распри не возникают. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ДЛЯ НАС ПРЕДНАЗНАЧЕНО СКОРЕЕ ОБЩЕЕ, ЧЕМ ОТДЕЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ (ВЕЩАМИ), И ОНО БОЛЕЕ СОГЛАСНО С САМОЮ ПРИРОДОЮ. Отчего никто никогда не заводит тяжбы о владении площадью? Не потому ли, что она принадлежит всем? Между тем видим, что о домах, об имениях все заводят тяжбы. И несмотря на то, что необходимое находится в общем владении всех, мы не наблюдаем общения во владении даже ничтожнейшими предметами. Между тем для того-то Бог и дал нам первое в общее употребление, чтобы мы научились из этого, ЧТО И ПОСЛЕДНИЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ У НАС ОБЩИМИ СО ВСЕМИ. … Поэтому не в том состоит добро, чтобы иметь деньги: НАПРОТИВ НЕИМЕНИЕ ДЕНЕГ СЛУЖИТ ПРИЗНАКОМ ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА. Следовательно, не в богатстве состоит добро. Если, имея случай получить его, не возьмешь, то опять ты сделаешься добрым. Поэтому, если, имея богатство, раздаем его другим, или предложенного нам не берем, мы бываем добры, напротив, если берем или приобретаем его, становимся недобрыми, – то каким образом богатство может быть признано благом? Итак, не называй богатства благом. Ты потому не имеешь богатства, что считаешь его благом, что слишком удивляешься ему. Очисти твой помысл, приобрети здравое суждение о вещах, – и тогда будешь, благ. Узнай, что составляет истинные блага. Какия же это блага? Добродетель, человеколюбие. Благо вот это, а не богатство. Если, следуя этому правилу, будешь милостив, то чем будешь милостивее, тем лучше будешь и сам по себе, и во мнении других. МЕЖДУ ТЕМ, БУДУЧИ БОГАТ, НЕ ПРИОБРЕТЕШЬ ЭТОГО. Поэтому соделаемся в такой мере благими, чтобы мы на самом деле были благими и сподобились получить будущие блага о Христе Иисусе, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на первое Послание ап. Павла к Тимофею, 12, 4
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 09:21 pm (UTC)
Срочно в номер!
Опять, скажут мне, ты против богатых? А ВЫ ОПЯТЬ ПРОТИВ БЕДНЫХ. Опять ты против хищников? А ВЫ ОПЯТЬ ПРОТИВ ТЕХ, У КОГО ПОХИЩАЮТ. ВЫ НЕ НАСЫЩАЕТЕСЬ, ПОЖИРАЯ И ТЕРЗАЯ БЕДНЫХ, И Я НЕ НАСЫЩАЮСЬ, ИСПРАВЛЯЯ ВАС… А ты удостаиваешь ли хотя посмотреть на бедного, хотя отвечать ему, хотя побеседовать с ним? Если же когда и подашь ему милостыню, то чрез слугу. Но не так поступал праведник. Он сидел под палящими лучами солнца, обливаясь от жары потом; тенью для него была любовь к странноприимству; он сидел собирая плоды страннолюбия, хотя был богатым. СРАВНИ С НИМ НЫНЕШНИХ БОГАЧЕЙ. В ПОЛДЕНЬ ГДЕ СИДЯТ ОНИ? В АДУ. ГДЕ СИДЯТ? В МЕРТВЕЦКОМ ПЬЯНСТВЕ. ГДЕ СИДЯТ. НА ТОРЖИЩЕ РАСПРОСТЕРТЫЕ, ПЬЯНЫЕ, ОСЛЕПЛЕННЫЕ СЕРДЦЕМ, БЕЗУМНЕЙШИЕ БЕССЛОВЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ. Но не так поступал праведник… "Не бойся, когда разбогатеет человек". ЧТО ТЫ БОИШЬСЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО СКОРЕЕ МОЖНО НАЗВАТЬ ВОЛКОМ, НЕЖЕЛИ ЧЕЛОВЕКОМ? Что ты боишься человека, который исполнен нечестия и погряз в золоте? ЧТО ТЫ БОИШЬСЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕПРАВДОЮ ПОТЕРЯЛ СОБСТВЕННЫЕ БЛАГА И ПОСТОЯННО ИМЕЕТ ВНУТРИ СЕБЯ ВРАГА? Но мне пророк объявил: "не бойся, когда разбогатеет человек". Скажи же мне теперь и то, каким образом я могу не бояться богатого. "Или когда увеличится слава дома его". Не сказал: когда умножится слава его, но: "слава дома его". Так, когда ты войдешь в дом какого-нибудь богача, и увидишь огромные колонны, золотые карнизы, обложенные мрамором стены, фонтаны, источники, портики, колеблемые ветром деревья, покрывающую все мозаику, толпу одетых в золото евнухов, множество слуг, устланный коврами пол, блистающие золотом столы, великолепные спальни, то все это – слава дома, а не слава человека. Славу человека составляют: благочестие, скромность, милосердие, кротость, смиренномудрие, мир, правда, нелицемерная любовь ко всем; все это – слава человека. Не бойся, когда разбогатеет человек". А чтобы тебе убедиться, что это действительно так, если богатый обольщает тебя при жизни, то посмотри на него во время его кончины. Отходя отсюда, берет ли он с собою что-нибудь из своего богатства? Он умирает, и лежит нагим тот, который облекался шелковыми одеждами, лежит нагим в яме, и рабы отходят и проходят и никто из них не заботится о нем, потому что они были не его рабами. Он отошел, и ничего не осталось после него.

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на слова Давида "не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его" (Пс.48:17), 1, 1 -8
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 09:44 pm (UTC)
людей корыстолюбивых мы ненавидим
БОГАТСТВА, ПО СВОЙСТВУ СВОЕМУ, НЕ ТОЛЬКО НЕ ПРИДАЮТ, СЛАВЫ ОБЛАДАЮЩИМ ИМИ, НО СОВЕРШЕННО УНИЧТОЖАЮТ ЕЕ. ТЕХ, КОТОРЫЕ ХВАЛЯТСЯ ИХ ОБИЛИЕМ, ВСЕ ПРИЗНАЮТ ЛЮДЬМИ ЖЕСТО­КИМИ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫМИ, НЕГОДНЫМИ И ЧУЖДЫМИ ЛЮБОМУДРИЯ. Это – слава не человека, как я сказал, но дома; тех же, которые живут в целомудрии, умеренности, кротости, смирении и с усердием служат Богу, мы отличаем, хвалим, превозносим, потому что в этом преимущественно состоит слава человека

… богатство, остающееся в сундуках, за дверями и запорами, или зарывае­мое в землю, скоро убегает; ЕСЛИ ЖЕ ТЫ РАСТОЧИШЬ ЕГО НА БЕДНЫХ, КАК ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ БРОСАЕТ ПШЕНИЦУ НА НИВУ, ТО ОНО НЕ ТОЛЬКО НЕ УБЕЖИТ, НО ЕЩЕ УВЕЛИЧИТСЯ. Итак, зная это, не отдавай его слуге, но РАЗДАЙ В БЕСЧИСЛЕННОЕ МНОЖЕСТВО РУК, В РУКИ ВДОВ И СИРОТ, УБОГИХ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ТЕМ­НИЦЕ. НАХОДЯСЬ В ТАКИХ РУКАХ, ОНО НЕ МОЖЕТ УБЕЖАТЬ, НО УДЕРЖИВАЕТСЯ ТВЕРДО И УВЕЛИЧИВАЕТСЯ. НО, СКАЖЕШЬ, ЧТО ЖЕ Я ОСТАВЛЮ ДЕТЯМ? Я НЕ ЗАСТАВЛЯЮ ТЕБЯ РАЗДАВАТЬ ВСЕ; А ЕСЛИ И ВСЕ РАЗДАШЬ, ТО ТЕМ БОЛЕЕ БОГАТЫМИ СДЕЛАЕШЬ ДЕТЕЙ СВОИХ, ОСТАВИВ ИМ ВМЕСТО ДЕНЕГ МИЛОСТИВОГО БОГА, БЛАГИЕ ПЛОДЫ МИЛОСЕРДИЯ и между людьми множество покровителей и благоде­телей ... КАК ЛЮДЕЙ КОРЫСТОЛЮБИВЫХ МЫ НЕНАВИДИМ, ХОТЯ БЫ САМИ НЕ ПОТЕРПЕЛИ ОТ НИХ ВРЕДА, так милосердых, хотя бы мы сами не получили от них никакой милости, уважаем и любим, и не только их, но и детей их

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на слова Давида "не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его" (Пс.48:17), 2, 2-3
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 09:46 pm (UTC)
Сколько ограблено сирот? Сколько обижено вдов?
... ты, украшая ложе свое серебром, позлащая коня и камень, приготовляя такие же кожи, если потребовать от тебя отчета и основания – какую представишь причину? Какое скажешь основа­ние? Разве сон бывает приятнее на таком ложе? Не можешь сказать этого; напротив, – если сказать нечто неожиданное, – бы­вает даже не приятнее, потому что там больше забот и силь­нее беспокойство. Здание разве делается безопаснее от золота? Нет. Разве конь бывает лучше от такой узды, или слуга – от такой одежды? В этом случае бывает все напротив. Для чего же вы показываете такое невежество во всем этом? Вы, конечно, скажете, что чрез это приобретаете себе большую славу. Но разве вы не слышали в начале нашей беседы, что все это – не слава человека, а напротив бесчестие его, бесславие, осуж­дение и унижение? Отсюда приходит зависть, клевета и бес­численное множество зол; и чем огромнее стяжания, тем продолжительнее осуждение; эти обширные и великолепные дома, и по смерти владельцев, громко говорят против них, как самые злые обвинители. Тело их предано земле, но вид зданий не позволяет, чтобы вместе с телом была погребена и память об их любостяжании; каждый прохожий, при взгляде на высоту и величие обширного и великолепного дома, скажет себе или ближнему: СКОЛЬКИХ СЛЕЗ СТОИЛО ПОСТРОЕНИЕ ЭТОГО ДОМА? СКОЛЬКО ОГРАБЛЕНО СИРОТ? СКОЛЬКО ОБИЖЕНО ВДОВ? СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ЛИШЕНО ПЛАТЫ? Таким образом, для тебя выходит про­тивное: ты желал приобресть славу при жизни, но и по окон­чании жизни не избавляешься от обвинителей и, как медный столб, этот дом передает твое имя и заставляет даже тех, которые не видели тебя при жизни, осыпать тебя бесчислен­ными укоризнами

Сделаем же излишние вещи полезными для нас, РАЗДАВ СВОЕ ВЕЛИКОЕ БОГАТСТВО И ВРУЧИВ ЕГО ДЕСНИЦЕ СУДИИ, Который может сохранить его в безопасности, и за это в день суда будет кроток и милостив к нам, и хотя бы мы совершили тысячи грехов, подаст нам прощение и оправ­дание, которого да сподобимся все мы благодатию и человеколю­бием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на слова Давида "не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его" (Пс.48:17), 2, 3 -4

(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 10:20 pm (UTC)
не деньги, но милостыня делает человека богатым
Послушайте вы, которые ленитесь подавать милостыню, послушайте вы, которые уменьшаете свое богатство сбережением его. Послушайте вы, которые находитесь в положении нисколько не лучшем обогащающихся во сне. Подлинно, все настоящее нисколько не лучше сновидения. Как те, которые грезят во сне, будто они обладают богатством, хотя бы казались обладателями царских сокровищ, с наступлением дня бывают беднее всех, так и тот, кто из настоящей жизни не может ничего принести туда, будет беднее всех, хотя бы здесь обладал всем, – потому что он богат только во сне. Поэтому, если ты хочешь показать мне человека богатого, то покажи тогда, когда наступит день, в который мы отойдем в отечество; а теперь я не могу отличить богатого от бедного, потому что здесь в этих вещах нет истины, а чаще – только приятные и благозвучные названия. Как слепых многие называют многовидящими, но предмет не соответствует имени, а напротив они-то и суть ничего не видящие, так и название богатых здесь приписывается, по моему мнению, тем, которые ничего не приобрели себе там. Кто богат здесь, о том особенно я думаю, что он беден, потому что, если бы он не был очень бедным, то не был бы очень богатым. Как слепого, если бы он не был совершенно слепым, не называли бы многовидящим, так точно нужно рассуждать и здесь. Итак, оставив обольстительные названия, будем искать истинных вещей. Вещи состоят не в названиях, но от свойств вещей происходят названия, сообразные с их качествами. Такого-то называют богатым; но на самом деле он не богат. Как не богат, когда у него много и серебра, и золота, и драгоценных камней, и золотых одежд, и все прочее у него в изобилии? Не богат потому, что не золото, не одежды, не деньги, но милостыня делает человека богатым. А все это – трава, хворост и солома. Какая, скажи мне, одежда может там прикрыть того, кто будет стоять нагим пред страшным судилищем?

Св. Иоанн Златоуст. На псалом 43, 3
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 10:38 pm (UTC)
откажешься от своего имения, раздашь его нищим
Сказав здесь, что неудобно богатому войти в Царство Небесное, далее показывает, ЧТО И НЕВОЗМОЖНО, НЕ ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО, НО И В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ НЕВОЗМОЖНО, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей. "Удобнее", говорит, "верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божье". А отсюда видно, что немалая и награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно. Потому Христос называет такой образ жизни делом Божьим, чтобы показать, что МНОГО НУЖНО БЛАГОДАТИ ТОМУ, КТО ХОЧЕТ ТАК ЖИТЬ. Когда же ученики смутились, слыша Его слова, Он далее сказал: "человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Матф. 19:26)... А если хочешь знать, каким образом и невозможное может быть возможным, то слушай. Не для того ведь сказал Христос: "невозможное человекам возможно Богу", чтобы ты ослабевал в духе и удалялся от дела спасения, как невозможного; нет, Он сказал это для того, чтобы ты, сознавая величие предмета, тем скорее принялся за дело спасения и, с помощью Божьей ступив на путь этих прекрасных подвигов, получил жизнь вечную.

ИТАК, КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ НЕВОЗМОЖНОЕ СДЕЛАЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ? ЕСЛИ ТЫ ОТКАЖЕШЬСЯ ОТ СВОЕГО ИМЕНИЯ, РАЗДАШЬ ЕГО НИЩИМ И ОСТАВИШЬ ЗЛЫЕ ВОЖДЕЛЕНИЯ. Что Христос не приписывает дела спасения исключительно одному Богу, а сказал так для того, чтобы показать трудность этого подвига, это видно из следующего. Когда Петр сказал Христу: "вот, мы оставили все и последовали за Тобой", и потом спросил Его: "что же будет нам" (Матф. 19:27)? - то Христос, определив им награду, присовокупил: "и всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Матф. 19:29). Так невозможное делается возможным. НО КАК, СКАЖУТ, ВСЕ ЭТО ПРИВЕСТИ В ИСПОЛНЕНИЕ? КАК МОЖЕТ ВОССТАТЬ ТОТ, КЕМ УЖЕ ОВЛАДЕЛА НЕНАСЫТНАЯ СТРАСТЬ К БОГАТСТВУ? ЕСЛИ ОН НАЧНЕТ РАЗДАВАТЬ ИМЕНИЕ И РАЗДЕЛЯТЬ СВОИ ИЗБЫТКИ, - ЧЕРЕЗ ЭТО ОН МАЛО-ПОМАЛУ БУДЕТ УДАЛЯТЬСЯ ОТ СВОЕЙ СТРАСТИ, И ВПОСЛЕДСТВИИ ПОПРИЩЕ ДЛЯ НЕГО ОБЛЕГЧИТСЯ.

Св. Иоанн Златоуст. На Матфея 63, 2 - 3
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 10:41 pm (UTC)
куча богатства не лучше кучи навоза, даже хуже
Итак, размыслив обо всем этом, истреби в себе злую страсть к богатству. Ты не можешь даже сказать и того, что она доставляет блага настоящие, а лишает только будущих; да хотя бы это было и так, и это есть уже крайнее наказание и мучение. На самом деле, однако, нельзя сказать и этого. Страсть к богатству подвергает тебя жестокому наказанию не только в геенне, но еще и прежде ее, в настоящей жизни. Страсть эта разоряла многие дома, воздвигала жестокие войны и заставляла прекращать жизнь насильственной смертью. Да еще и прежде этих бедствий, она помрачает добрые качества души и часто делает человека малодушным, слабым, дерзким, обманщиком, клеветником, хищником, лихоимцем, и вообще имеющим в себе все низкие качества. Но, может быть, ты, смотря на блеск серебра, на множество слуг, на великолепие зданий и на уважение к богатству в собраниях, обольщаешься всем этим? Какое же средство против этой гибельной болезни? Собственное твое размышление о том, как это уязвляет твою душу, как помрачает ее и делает гнусной, безобразной и порочной; собственное твое размышление, с какими бедствиями соединено собирание богатства, с какими трудами и опасностями должно его беречь, вернее же - что его и нельзя уберечь до… Итак, помышляй не о множестве богатства, но о том вреде, которому подвергаются слишком пристрастившиеся к нему; они из-за него теряют небесные блага, и уподобляются тем, которые, лишившись великой чести при царском дворе, остаются с кучей навоза, и даже еще гордятся этим. И ПОДЛИННО, КУЧА БОГАТСТВА НИЧЕМ НЕ ЛУЧШЕ КУЧИ НАВОЗА, ДАЖЕ ЕЩЕ ХУЖЕ. Навоз годен и для земледелия, и для топления бань, и для других подобных нужд; золото же, закопанное в землю, совершенно бесполезно: да и дай Бог, чтобы оно было только бесполезно. Но оно в душе обладающего им воспламеняет как бы огненную печь, если не употребляется как должно. Каких зол оно не причиняет? Потому-то светские писатели и называли любостяжание верхом зла, А БЛАЖЕННЫЙ ПАВЕЛ ГОРАЗДО ЛУЧШЕ И С БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ НАЗВАЛ КОРНЕМ ВСЕХ ЗОЛ.

Св. Иоанн Златоуст. На Матфея 63, 4
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 11:00 pm (UTC)
"Kто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим
Страсти и злые пожелания обыкновенно заграждают вход слову. Так, усилившаяся привязанность к богатству не дозволяет слушать слово о милостыне; появившаяся зависть преграждает путь учению о любви; да и всякая другая страсть, вторгшись в душу, делает ее крайне нерадивою ко всему. Истребим же злые пожелания. Ведь нужно только захотеть, и – все исчезнет. Не будем думать, будто любовь к богатству сама по себе сильна: вся сила заключается в нашей беспечности. Есть много людей, которые, говорят, даже не знают, что такое серебро, потому что ЛЮБОВЬ К БОГАТСТВУ – СТРАСТЬ НЕЕСТЕСТВЕННАЯ. Естественные положения вложены в нас с самого начала; а О ЗОЛОТЕ И СЕРЕБРЕ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ДАЖЕ НЕ БЫЛО ИЗВЕСТНО, СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ОНИ. ОТЧЕГО ЖЕ УСИЛИЛАСЬ ЭТА СТРАСТЬ? ОТ ТЩЕСЛАВИЯ И КРАЙНЕЙ БЕСПЕЧНОСТИ. Из пожеланий одни необходимы, другие естественны, а иные ни то, ни другое. Так все те желания, от неудовлетворения которым гибнет животное, естественны и необходимы, как например – желание пищи, питья и сна. Вожделение плотское естественно, но не необходимо, так как многие преодолели его, и однако ж не погибли. А ЖЕЛАНИЕ БОГАТСТВА НИ ЕСТЕСТВЕННО, НИ НЕОБХОДИМО, А ИЗЛИШНЕ: если мы захотим, то и не подчинимся ему. Ведь и Христос, беседуя о девстве, сказал: "кто может вместить, да вместит" (Матф.19:12), А О БОГАТСТВЕ НЕ ТАК, - а как? "КТО НЕ ОТРЕШИТСЯ ОТ ВСЕГО, ЧТО ИМЕЕТ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МОИМ УЧЕНИКОМ" (Лук.14:33). Что легко, к тому увещевает, а что превосходит силы многих, то оставляет произволению. Итак, зачем мы лишаем сами себя всякого оправдания? Кто пленен страстью особенно сильною, тот понесет не столь большое наказание; а кто уловлен страстью слабою, тот лишится всякого оправдания. И В САМОМ ДЕЛЕ, ЧТО МЫ БУДЕМ ОТВЕЧАТЬ, КОГДА СКАЖЕТ: ВЫ ВИДЕЛИ МЕНЯ АЛЧУЩИМ, И НЕ НАПИТАЛИ (МАТФ.25:42)? КАКОЕ БУДЕМ ИМЕТЬ ОПРАВДАНИЕ? СОШЛЕМСЯ, КОНЕЧНО, НА БЕДНОСТЬ? НО МЫ НЕ БЕДНЕЕ ТОЙ ВДОВИЦЫ, КОТОРАЯ, ПОЛОЖИВШИ ДВЕ ЛЕПТЫ, ПРЕВЗОШЛА ВСЕХ.

Св. Иоанн Златоуст. На Иоанна 74, 3
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 11:15 pm (UTC)
благодать – в том, что никто не был беден
Толкуя Деян. 4. 32 - 33 (У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их), Златоуст пишет:

И хорошо сказал: "и великая благодать была на всех их", ПОТОМУ ЧТО БЛАГОДАТЬ – В ТОМ, ЧТО НИКТО НЕ БЫЛ БЕДЕН, ТО ЕСТЬ, ОТ ВЕЛИКОГО УСЕРДИЯ ДАЮЩИХ НИКТО НЕ БЫЛ В БЕДНОСТИ. Не часть одну они давали, а другую оставляли у себя; и (отдавая) все, не (считали) за свое. ОНИ ИЗГНАЛИ ИЗ СРЕДЫ СЕБЯ НЕРАВЕНСТВО И ЖИЛИ В БОЛЬШОМ ИЗОБИЛИИ; ПРИТОМ ДЕЛАЛИ ЭТО С ВЕЛИКОЮ ЧЕСТЬЮ. Так они не смели отдавать в руки (апостолов) и не с надменностью отдавали, но приносили к ногам их и предоставляли им быть распорядителями и делали их господами, так что издержки делались УЖЕ КАК ИЗ ОБЩЕГО (ИМЕНИЯ), А НЕ КАК ИЗ СВОЕГО. Это предохраняло их и от тщеславия. ЕСЛИ БЫ ТАК БЫЛО И ТЕПЕРЬ, ТО МЫ ЖИЛИ БЫ С БОЛЬШЕЮ ПРИЯТНОСТЬЮ – И БОГАТЫЕ, И БЕДНЫЕ. КАК БЕДНЫМ, ТАК И БОГАТЫМ БЫЛО БЫ ПРИЯТНО. И, если угодно, мы изобразим это, по крайней мере, словом, если не хотите (показать) делом, и от того уже получим удовольствие. Правда, это весьма ясно и из того, что было тогда, так как продающие не делались бедными, но и бедных делали богатыми.
Но изобразим теперь это словом: пусть все продадут все, что имеют, и принесут на средину, – только словом говорю; никто не смущайся – ни богатый, ни бедный. Сколько, думаете, было бы собрано золота? Я полагаю, – с точностью сказать нельзя, – что если бы все мужчины и все женщины принесли сюда свои деньги, если бы отдали и поля, и имения, и жилища (не говорю о рабах – их тогда не было, быть может, отпускали их на волю), то, вероятно, собралось бы тысяча тысяч литров золота или лучше сказать даже два и три раза столько. Скажите, в самом деле, сколько теперь вообще жителей в нашем городе? Сколько, думаете вы, в нем христиан? Думаете ли, что сто тысяч, а прочие язычники и иудеи? Сколько же тысяч золота было бы собрано? А как велико число бедных? НЕ ДУМАЮ, ЧТОБЫ БОЛЬШЕ ПЯТИДЕСЯТИ ТЫСЯЧ. И ЧТОБЫ КОРМИТЬ ИХ КАЖДЫЙ ДЕНЬ, МНОГО ЛИ БЫЛО БЫ НУЖНО? ПРИ ОБЩЕМ СОДЕРЖАНИИ И ЗА ОБЩИМ СТОЛОМ, КОНЕЧНО, НЕ ПОТРЕБОВАЛОСЬ БЫ БОЛЬШИХ ИЗДЕРЖЕК. ЧТО ЖЕ, СКАЖУТ, МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ, КОГДА ИСТРАТИМ СВОИ СРЕДСТВА? УЖЕЛИ ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО МОЖНО КОГДА-НИБУДЬ ДОЙТИ ДО ЭТОГО СОСТОЯНИЯ? НЕ В ТЫСЯЧИ ЛИ РАЗ БОЛЬШЕ БЫЛА БЫ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ? НЕ ИЗЛИВАЛАСЬ ЛИ БЫ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ ОБИЛЬНО? И ЧТО ЖЕ? НЕ СДЕЛАЛИ БЫ МЫ ЗЕМЛЮ НЕБОМ? Если между тремя и пятью тысячами это совершалось с такою славою, и никто из них не жаловался на бедность, – то не тем ли более в таком множестве? Даже и из внешних (не-христиан) кто не сделал бы приношения?

Св. Иоанн Златоуст. На Деяния 11, 3
(Anonymous)
Mar. 15th, 2006 11:18 pm (UTC)
: ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ ВСЕХ СКЛОНИЛИ БЫ
(продолжение)

А ЧТОБЫ ВИДЕТЬ, ЧТО РАЗДЕЛЕНИЕ СОПРЯЖЕНО С УБЫТКАМИ И ПРОИЗВОДИТ БЕДНОСТЬ, ПРЕДСТАВИМ СЕБЕ ДОМ, В КОТОРОМ ДЕСЯТЬ ЧЕЛОВЕК ДЕТЕЙ, ЖЕНА И МУЖ: ОНА, ПОЛОЖИМ, ПРЯДЕТ ПРЯЖУ, А ОН ПОЛУЧАЕТ ДОХОДЫ ОТВНЕ. СКАЖИ ЖЕ МНЕ, КОГДА БОЛЬШЕ ИЗДЕРЖАТ ОНИ, ВМЕСТЕ ЛИ ПИТАЯСЬ И ЖИВЯ В ОДНОМ ДОМЕ, ИЛИ РАЗДЕЛИВШИСЬ? ОЧЕВИДНО, ЧТО РАЗДЕЛИВШИСЬ; ЕСЛИ ДЕСЯТЕРО ДЕТЕЙ ЗАХОТЯТ РАЗДЕЛИТЬСЯ, ТО ПОНАДОБИТСЯ ДЕСЯТЬ ДОМОВ, ДЕСЯТЬ ТРАПЕЗ, ДЕСЯТЬ СЛУГ И ПОСТОЛЬКУ ЖЕ ПРОЧИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ. И ТАМ, ГДЕ МНОГО РАБОВ, НЕ ДЛЯ ТОГО ЛИ ВСЕ ОНИ ИМЕЮТ ОБЩИЙ СТОЛ, ЧТОБЫ МЕНЬШЕ БЫЛО ИЗДЕРЖЕК? РАЗДЕЛЕНИЕ ВСЕГДА ПРОИЗВОДИТ УБЫТОК, А ЕДИНОМЫСЛИЕ И СОГЛАСИЕ – ПРИБЫЛЬ. ТАК ЖИВУТ ТЕПЕРЬ В МОНАСТЫРЯХ, КАК (ЖИЛИ) НЕКОГДА ВЕРНЫЕ. И УМЕР ЛИ КТО С ГОЛОДА? НАПРОТИВ, КТО НЕ БЫЛ УДОВЛЕТВОРЕН С БОЛЬШИМ ИЗОБИЛИЕМ? А ТЕПЕРЬ ЛЮДИ БОЯТСЯ ЭТОГО БОЛЬШЕ, НЕЖЕЛИ БРОСИТЬСЯ В НЕИЗМЕРИМОЕ И БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ МОРЕ. Но, если бы мы сделали опыт, тогда отважились бы на это дело. И какая была бы благодать? Если тогда, когда не было верных, кроме лишь трех и пяти тысяч, когда все по вселенной были врагами (веры), когда ни откуда не ожидали утешения, они столь смело приступили к этому делу, то не тем ли более это возможно теперь, когда, по благодати Божией, везде по вселенной (находятся) верные? И остался ли бы тогда кто язычником? Я, по крайней мере, думаю, никто: ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ ВСЕХ СКЛОНИЛИ БЫ И ПРИВЛЕКЛИ БЫ К СЕБЕ. ВПРОЧЕМ, ЕСЛИ ПОЙДЕМ ЭТИМ ПУТЕМ, ТО, УПОВАЮ НА БОГА, БУДЕТ И ЭТО. Только послушайтесь меня, и устроим дела таким порядком; И ЕСЛИ БОГ ПРОДЛИТ ЖИЗНЬ, ТО, Я УВЕРЕН, МЫ СКОРО БУДЕМ ВЕСТИ ТАКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Св. Иоанн Златоуст. На Деяния 11, 3
(Anonymous)
Mar. 16th, 2006 03:26 pm (UTC)
расточив, что имеет, покажет себя очищенным от болезни
Другий же вид идолослужения, ибо так святый апостол нарицает любостяжание (Колос.3,5), не знаю, как опустили отцы наши без указания врачевания. Сие зло мнится быти болезнию души в трояком отношении: ибо разум, погрешая в суждении о добре, мечтает, аки бы добро находилось в веществе, и не взирает к красоте невещетсвенной: вожделение стремится долу, отпадая от истинно вожделеннаго; и сварливое, и раздражительное расположение души многие для себя случаи приемлет от сея вины. И вообще можно рещи, яко таковая болезнь соответствует апостольскому описанию любостяжания. Ибо апостол Божий признал оную не токмо идолослужением, но и корнем всех зол (1 Тим.5,10). Но однако сей вид греха опущен без особаго разсмотрения и врачевания: от чего недуг сей умножается в церквах, и никто не испытывает приемлемых в клир, не осквернились ли они сим видом идолослужения. Впрочем поелику отцы наши не упомянули о сем, то полагаем достаточным врачевати сие, колико можно, всенародным словом учения, и недуги любостяжания, как бы некия болезни от избытка влаг, очищати разсуждением. Токмо татьбу, гробокопательство и святотатство почитаем тяжкою болезнью, потому что таково у нас о сем преемтственное от отец предание. И по Божественному Писанию, к числу возбраненных дел принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужаго, чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора. Итак поелику наше мнение не толико достойно веры, чтобы имело власть свойственную правилам: то к реченному уже присоединим суждение, по правилам о вещах безспорно возбраненных. Татьба разделяется на разбойничество и подкопание, цель того и другаго едина: отъятие чуждаго, но между оными есть великое различие в расположении духа. Ибо разбойник, для достижения своего намерения, употребляет и человекоубийство, и к сему приуготовляется и оружием, и скопищем подобных себе, и способностью мест: почему таковый подлежит суду человекоубийц, аще чрез покаяние к Церкви Божией возвратится. А присвоивший себе чужое чрез тайное похищение, и потом чрез исповедь грех свой объявивший священнику, да врачует недуг упражнением противоположным своей страсти: то есть, раздаянием имения нищим, да расточив то, что имеет, покажет себя очищенным от болезни любостяжания. Не имеющему же ничего кроме тела, повелевает апостол телесным трудом страсть оную врачевати. Повеление сие читается тако: крадый ктому да не крадет, но паче да труждается, делая благое, да имать подаяти требующему (Эфес.4,28).

Григорий Нисский. КАНОНИЧЕСКОЕ ПОСЛАНИЕ К ЛЕТОЛИЮ, 6

(Anonymous)
Mar. 16th, 2006 03:37 pm (UTC)
таковый был извергаем из клира, и чужд духовнаго сосло
Предпринимателям в духовном сане:

Поскольку многие причисленные в клир, любостяжанию и лихоимству последуя, забыли Божественное писание, глаголющее: сребра своего не давай в лихву; и, давая в долг, требуют сотых; судил святый и великий Собор, чтобы, аще кто, после сего определения, обрящется взимающий рост с данного в заем, или иной оборот дающий сему делу, или половиннаго роста требующий, или нечто иное вымышляющий, радя постыдной корысти, таковый был извергаем из клира, и чужд духовнаго сословия.

Правила Первого Вселенского Собора, 17
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 12:04 am (UTC)
бьешь тех, кому следует давать
Еще для новых русских православных жлобов:

Златоуст, толкуя Матф. 24:48-51 ("если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов") говорит:

".. такому неверному рабу подобны имеющие деньги и не помогающие бедным. Ведь и ТЫ ТОЛЬКО РАСПОРЯДИТЕЛЬ СВОЕГО ИМУЩЕСТВА, точно так же, как и служитель церкви, распоряжающийся ее стяжанием. Как последний не имеет власти расточать сокровищ, даруемых вами в пользу бедных, по своей воле и без разбора, потому что они даны на пропитание бедных, так и ты не можешь расточать своих сокровищ по Своей воле. ХОТЯ ТЫ ПОЛУЧИЛ РОДИТЕЛЬСКОЕ НАСЛЕДСТВО, и таким образом все имущество составляет твою собственность, - однако, ВСЕ ОНО ПРИНАДЛЕЖИТ БОГУ. Если и ты требуешь, чтоб имуществом, данным тобой, распоряжались соответственно твоему назначению, то неужели думаешь, что Бог Своей собственности не востребует от нас с большей строгостью, но оставит без внимания, когда она расточается без всякой пользы? Нет, не может этого быть, не может. ОН ДЛЯ ТОГО И ВВЕРИЛ ТЕБЕ БОГАТСТВО, ЧТОБЫ ТЫ ДАВАЛ ДРУГИМ пищу в надлежащее "время". Что значит давать в надлежащее "время"? Давать бедным, алчущим. Как ты поручаешь распоряжаться имением подобному себе рабу, так и Богу угодно, чтобы ты употреблял это имение должным образом. Поэтому хотя Он и может лишить тебя, но оставляет у тебя для того, чтобы ты имел случай обнаружить свою добродетель. Он поставил всех во взаимной нужде для того, чтобы любовь одного к другому тем сделать более пламенной. Но ты, получив от Бога, не только не даешь, НО ЕЩЕ БЬЕШЬ ТЕХ, КОМУ СЛЕДУЕТ ДАВАТЬ. А ЕСЛИ УЖЕ И НЕ ДАВАТЬ - ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ТО, КАКОЕ БУДЕТ ПОМИЛОВАНИЕ ТОМУ, КТО БЬЕТ?

св. Иоанн Златоуст. На Матфея 77, 4 - 5
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 12:06 am (UTC)
наказываются за то, что не расточили своего
(продолжение)

Мне кажется, Христос говорит это на счет обидчиков и лихоимцев, объявляя им жестокое осуждение за то, что они "бьют" тех, которых должны питать. Думаю также, что Он здесь намекает и на сластолюбцев: и сластолюбию также предстоит тяжкое наказание. "Ест и пьет", говорит, "с пьяницами", - выражая тем пресыщение чрева. В самом деле, ты не для того получил имущество, чтобы роскошествовать, но чтобы творить милостыню. Это имение твое ли собственное? Оно принадлежит бедным, а тебе только вверено, хотя бы это было наследство отцовское, хотя бы было приобретено честными трудами. Неужели Бог не мог его отнять у тебя? Но Он не делает этого, доставляя тебе возможность быть щедрым по отношению к бедным. И ЗАМЕТЬ, КАК ХРИСТОС ВО ВСЕХ ПРИТЧАХ ОБЛИЧАЕТ ТЕХ, КОТОРЫЕ НЕ УПОТРЕБИЛИ БОГАТСТВ СВОИХ НА ПРОПИТАНИЕ БЕДНЫХ. Так и ДЕВЫ НЕ ЗА ТО ОСУЖДАЮТСЯ, ЧТО ОНИ ПОХИЩАЛИ ЧУЖОЕ, НО ЗА ТО, ЧТО НЕ УДЕЛЯЛИ ОТ СВОЕГО; и зарывший талант свой не был также лихоимцем, но только не удвоил его; и те, которые презрели алчущих, не за то наказываются, что они завладели чужим, НО ЗА ТО, ЧТО НЕ РАСТОЧИЛИ СВОЕГО, подобно как и упомянутый раб. Пусть же заметят это те из нас, которые угождают чреву и расточают на пиршества богатство, нисколько не принадлежащее им, но бедным. НЕ ДУМАЙ, ЧТОБЫ ТО, ЧТО ПО ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЮ БОЖЬЕМУ ВЕЛЕНО ТЕБЕ РАЗДАВАТЬ КАК БЫ СВОЮ СОБСТВЕННОСТЬ, БЫЛО И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТВОЕ. Тебе Бог дал заимообразно для того, чтобы ты мог употреблять с пользой. ИТАК, НЕ ПОЧИТАЙ СВОИМ, КОГДА ДАЕШЬ ЕМУ ТО, ЧТО ЕМУ ЖЕ ПРИНАДЛЕЖИТ. Ты когда кому-нибудь даешь заимообразно денег с тем, чтобы он воспользовался ими для приобретения какой-либо выгоды, никогда не скажешь, чтобы эти деньги были его. Так и Бог дал тебе богатство с тем, чтобы ты им купил небо. Не делай поэтому Его бесконечного человеколюбия основанием к проявлению твоей неблагодарности. Размысли о том, как желательно иметь средство, которое бы после крещения разрешило грехи наши. Если бы Господь не сказал: сотвори милостыню, то, сколько бы людей сказало: о, если бы пожертвованием имения можно было избавиться от угрожающих нам бедствий! Когда же это сделалось возможным, то, наоборот, остаются в нерадении. Но ты говоришь: я даю. И ЧТО ЖЕ ДАЕШЬ? ТЫ НЕ ДАЛ И СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ТА ЖЕНА, КОТОРАЯ ПОДАЛА ТОЛЬКО ДВЕ ЛЕПТЫ; НЕ ДАЛ И ПОЛОВИНЫ ТОГО, ДАЖЕ И МАЛЕЙШЕЙ ЧАСТИ В СРАВНЕНИИ С НЕЙ; ТЫ БОЛЬШЕ РАСТОЧАЕШЬ НА БЕСПОЛЕЗНЫЕ ВЕЩИ, НА ПИРШЕСТВА, НА ПЬЯНСТВО, НА КРАЙНЕЕ РАСПУТСТВО; ТО ПРИГЛАШАЕШЬ К СЕБЕ ДРУГИХ, ТО ТЕБЯ ПРИГЛАШАЮТ, ТО САМ ПРОЖИВАЕШЬ, ТО ДРУГИХ ЗАСТАВЛЯЕШЬ ПРОЖИВАТЬ; И, ТАКИМ ОБРАЗОМ, ГОТОВИШЬ СЕБЕ СУГУБОЕ НАКАЗАНИЕ: во-первых, за то, что сам делаешь, во-вторых, за то, что других заставляешь делать. Вспомни же об этом рабе, осужденном за то же самое: он ел и пил, сказано, с пьяницами. Не одних пьяниц постигнет наказание, но вместе с ними и соучастников их, - и весьма справедливо, потому что они самих себя губят, и о спасении ближних нерадят. БОГА ЖЕ НИЧТО СТОЛЬКО НЕ РАЗДРАЖАЕТ, КАК НЕБРЕЖЕНИЕ О СПАСЕНИИ БЛИЖНИХ. ПОЭТОМУ-ТО, ЧТОБЫ ВЫРАЗИТЬ ГНЕВ СВОЙ, ОН ПРИКАЗАЛ РАССЕЧЬ РАБА ПОПОЛАМ. ВОТ ПОЧЕМУ И ПРИЗНАКОМ УЧЕНИКОВ СВОИХ ОН ПОСТАВИЛ ЛЮБОВЬ, ПОТОМУ ЧТО ТОТ, КТО ЛЮБИТ, НЕОБХОДИМО ПЕЧЕТСЯ О БЛАГОСОСТОЯНИИ ЛЮБИМОГО ЛИЦА

св. Иоанн Златоуст. На Матфея 77, 4 – 5

что-то я не слышу от Вас "спасибо" за цитаты... Сводной pаботы, из которой все это можно было взять, так ведь и не опубликовали за 15 лет нового русского "православного возрождения"...
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 12:22 am (UTC)
кто не творит милостыни, непременно должен погибнуть
Специально для жадненьких любителей "тишины", "воздержания" и "молитвы":

"...впрочем, молитва сама заимствует свою силу и воскрыляется от милостыни. "Молитвы твои", сказано, "и милостыни твои пришли на память перед Богом" (Деян. 10:4). И НЕ ТОЛЬКО МОЛИТВА, НО И ПОСТ ТАКЖЕ ОТ МИЛОСТЫНИ ЗАИМСТВУЕТ СВОЮ ТВЕРДОСТЬ. ЕСЛИ ТЫ ПОСТИШЬСЯ БЕЗ МИЛОСТЫНИ, ТО ПОСТ ТВОЙ НЕ ЕСТЬ ПОСТ, И ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК ХУЖЕ ОБЖОРЫ И ПЬЯНИЦЫ, И ПРИТОМ НАСТОЛЬКО, НАСКОЛЬКО ЖЕСТОКОСТЬ ХУЖЕ РОСКОШЕСТВА. Но что я говорю - пост? ХОТЯ БЫ ТЫ БЫЛ НЕПОРОЧЕН, ХОТЯ БЫ СОБЛЮДАЛ ДЕВСТВЕННОСТЬ, НО ЕСЛИ НЕ ТВОРИШЬ МИЛОСТЫНИ, БУДЕШЬ ВНЕ БРАЧНОГО ЧЕРТОГА. ЧТО МОЖЕТ РАВНЯТЬСЯ ДЕВСТВЕННОСТИ, КОТОРАЯ, ПО СВОЕМУ ПРЕВОСХОДСТВУ, И В НОВОМ ЗАВЕТЕ НЕ БЫЛА ПОСТАВЛЕНА НЕОБХОДИМЫМ ЗАКОНОМ? НО И ОНА ОТВЕРГАЕТСЯ, ЕСЛИ НЕ СОЕДИНЕНА С МИЛОСТЫНЕЙ. Если девы отвергаются за то, что не творили милостыни с надлежащей щедростью, то кто может без нее получить прощение? Без сомнения никто, и тот, КТО НЕ ТВОРИТ МИЛОСТЫНИ, НЕПРЕМЕННО ДОЛЖЕН ПОГИБНУТЬ”

св. Иоанн Златоуст. На Матфея 77, 6
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 12:24 am (UTC)
не человек, а изверг рода человеческого
(продолжение)

… КТО ЖИВЕТ ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ, А ОБО ВСЕХ ПРОЧИХ НЕ РАДИТ, ТОТ ЛИШНИЙ, ТОТ НЕ ЧЕЛОВЕК, А ИЗВЕРГ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. Что же будет, - скажешь, - если я свое оставлю, а о чужом буду заботиться? Нет; не может быть, чтобы тот, кто заботится о делах других, в то же время не заботился о своих. Действительно, кто заботится о благосостоянии других, тот никогда не оскорбит, обо всех станет болезновать, всем по силе своей будет помогать; ни у кого ничего не станет отнимать, не будет лихоимствовать, никого не будет обманывать, ни лжесвидетельствовать; воздержится от всякого порока, будет хранить всякую добродетель, молиться за врагов, благодетельствовать злоумышляющим против него, ни с кем не будет ссориться, никого не будет злословить, хотя бы сам слышал бесчисленные хулы, но скажет вместе с апостолом: "кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся" (2 Кор. 11:29)? ЕСЛИ ЖЕ БУДЕШЬ ИСКАТЬ ТОЛЬКО СВОЕГО, ТО О ЧУЖОМ СОВЕРШЕННО НЕ БУДЕШЬ СТАРАТЬСЯ. Убедившись таким образом в том, что НЕВОЗМОЖНО СПАСТИСЬ ТОМУ, КТО НЕ ЗАБОТИТСЯ О ПОЛЬЗЕ ОБЩЕЙ, и взирая на раба, рассеченного пополам, и на того, который зарыл талант свой, изберем лучше этот путь (служения ближним), чтобы получить и жизнь вечную, которой все мы да сподобимся по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

св. Иоанн Златоуст. На Матфея 77, 6
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 12:45 am (UTC)
немилосердный девственник осудится вместе с прелюбод
Из Толкования Златоуста на Притчу о 10 девах (Мф. 25. 1 - 12):

"... так как девство - дело великое, и многие имели о нем высокое понятие, то, чтобы кто-либо, храня его, не предался беспечности, как бы уже исполнивший все, и не стал нерадеть о прочем, Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что ДЕВСТВО, ХОТЯ БЫ ОНО БЫЛО СОЕДИНЕНО СО ВСЕМИ ДРУГИМИ ДОБРОДЕТЕЛЯМИ, БУДУЧИ ЧУЖДО ДЕЛ МИЛОСЕРДИЯ, ОСУЖДАЕТСЯ ВМЕСТЕ С ЛЮДЬМИ ПРЕЛЮБОДЕЙНЫМИ; и бесчеловечный, и немилосердный поставляется наравне с ними. И весьма справедливо: теми обладает плотская страсть, неразумными же девами - сребролюбие. Плотская же страсть и сребролюбие не равны между собою в силе; первая сильнее и мучительнее. Потому, чем слабее противник, тем менее заслуживают прощения побежденные девы. Потому-то Христос и называет их юродивыми, что они, совершивши больший подвиг, за несовершение меньшего лишились всего...

Спаситель опять называет их юродивыми, чтобы показать, что НЕТ НИЧЕГО ГЛУПЕЕ ТЕХ, КОТОРЫЕ СОБИРАЮТ ЗДЕСЬ ДЕНЬГИ, И ОТХОДЯТ БЕЗ ВСЕГО ТУДА, ГДЕ ОСОБЕННО НУЖНО ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ и много елея. Юродивы они не только по этой причине, но и потому, что надеялись достать елея у мудрых дев, и искали его не вовремя, хотя эти девы и были в высшей степени человеколюбивы, чем они особенно и прославились...

НЕТ НИЧЕГО МРАЧНЕЕ ДЕВСТВА, КОТОРОЕ ЛИШЕНО МИЛОСЕРДИЯ, ПОЧЕМУ НЕМИЛОСЕРДЫХ МНОГИЕ ОБЫКНОВЕННО И НАЗЫВАЮТ ПОМРАЧЕННЫМИ. Итак, где же польза девства, когда те девы не видали и жениха и, после того, как стучались в двери, ничего не добились, но услышали этот страшный голос: отойдите, “не знаю вас”? Когда сам Христос сказал это, то не остается ожидать ничего другого, кроме геенны и несносного мучения; даже более того - эти слова страшнее и самой геенны. Они сказаны также и делающим беззаконие…

св. Иоанн Златоуст. На Матфея 78, 1-2
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 01:38 am (UTC)
"Продаждь имение твое, и даждь нищим"
Значит богатому, чтобы спастись, нужно, в отличие от других людей, совершить какой-то сугубый подвиг? Но в чем он заключается?
----------------------------
"Подвиг" заключается в том, чтобы ПРИ ЖИЗНИ РАЗДАТЬ БОГАТСТВО НИЩИМ, тем, кто его не имеет.

Ты называешь Господа Учителем, а не делаешь, что должно ученику! Исповедуешь Его благим, а пренебрегаешь даруемым от Него! Между тем Благий, без сомнения, подает блага. Ты спрашиваешь о вечной жизни, а на деле оказывается, что весь ты предан наслаждению жизни настоящей. Какое же трудное, тяжелое, неудобоносимое слово предложил тебе Учитель? Продаждь имение твое, и даждь нищим (Мф.19:21). Если бы возложил на тебя труды земледльческие, или опасные предприятия по торговле, или что еще есть трудного для ищущих прибытка; то надлежало бы тебе опечалиться, огорчившись сим повелением. Если же таким удобным путем, не требующим ни труда, ни пота, обещает сделать тебя наследником вечной жизни; почему не радуешься удобству спасения, а удаляешься с болезнующею и сетующею душою, и делаешь для себя бесполезными все прежние свои труды? Ибо, если ты, как говоришь, не убил, не прелюбодействовал, не украл, не свидетельствовал ни на кого свидетельства ложного; то тщание свое об этом сам для себя делаешь бесполезным, не присовокупив остального, чрез что одно мог бы ты войти в царство Божие. Если бы врач обещал исправить повреждения в членах, какие у тебя есть от природы или от болезни; не благодушно ли выслушал бы ты это? Но когда великий Врач душ хочет сделать совершенным тебя, у которого недостает существеннейшего; не принимаешь милости, а сетуешь и становишься унылым.

Свт. Василий Великий. К обогащающимся
http://www.pagez.ru/lsn/0229.php

(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 01:40 am (UTC)
Попечение о нуждающихся расточительно для богатства
Видно, что далек ты от заповеди, и ложно засвидетельствовал о себе, что возлюбил ближнего, как самого себя. Ибо вот повелеваемое Господом вполне изобличает тебя, что нет в тебе истинной любви. Если б справедливо было утверждаемое тобою, что от юности сохранил ты заповедь любви, и столько же воздавал каждому, сколько и себе: то откуда у тебя такое огромное имение? Попечение о нуждающихся расточительно для богатства. Хотя каждый на необходимое содержание берет не много; однако же, поелику все вместе получают часть из имения, то издерживают его на себя. Поэтому, кто любит ближнего, как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним. Но ты оказываешься имеющим стяжания многа. Откуда же это у тебя? Не ясно ли из этого видно, что собственное свое удовольствие предпочитаешь ты облегчению участи многих? ПОЭТОМУ ЧЕМ БОЛЬШЕ У ТЕБЯ БОГАТСТВА, ТЕМ МЕНЬШЕ В ТЕБЕ ЛЮБВИ.

Свт. Василий Великий. К обогащающимся
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 01:42 am (UTC)
Давно бы ты расстался с деньгами, если бы любил своего
ДАВНО БЫ ТЫ ПОЗАБОТИЛСЯ РАССТАТЬСЯ С ДЕНЬГАМИ, ЕСЛИ БЫ ЛЮБИЛ СВОЕГО БЛИЖНЕГО. А теперь имение теснее с тобою связано, нежели телесные члены; разлучение с ним для тебя столько же прискорбно, как и отсечение самых необходимых членов. ЕСЛИ Б ОДЕВАЛ ТЫ НАГОГО, ЕСЛИ Б ОТДАВАЛ ХЛЕБ СВОЙ АЛЧУЩЕМУ, ЕСЛИ Б ДВЕРЬ ТВОЯ ОТВЕРСТА БЫЛА ВСЯКОМУ СТРАННИКУ, ЕСЛИ Б ТЫ БЫЛ ОТЦОМ СИРОТ, ЕСЛИ Б СОСТРАДАЛ ТЫ ВСЯКОМУ НЕМОЩНОМУ: ТО О КАКОМ ИМЕНИИ СТАЛ БЫ ТЫ СКОРБЕТЬ ТЕПЕРЬ? От чего бы огорчаться тебе, отдавая остальное, если б издавна заботился ты разделять это нуждающимся? …Но не ради одежды и не ради пищи многим вожделенно богатство; напротив того, диавол придумал какой-то хитрый способ доставлять богатым тысячи случаев к издержкам; поэтому они домогаются излишнего и бесполезного, как чего-то необходимого; и всего им мало на придумываемые ими траты… Но хоть приговор так ясен, Изрекший не лжив; однако же убежденных не много. Говорят: "Как же будем жить, оставив все? Какой вид примет жизнь, если все станут продавать, все отказываться от имения?" - НЕ СПРАШИВАЙ У МЕНЯ РАЗУМЕНИЯ ВЛАДЫЧНИХ ЗАПОВЕДЕЙ; ЗАКОНОДАТЕЛЬ ЗНАЕТ, КАК И НЕВОЗМОЖНОЕ СОГЛАСИТЬ С ЗАКОНОМ. Испытывается же твое сердце, как бы на весах, куда оно наклонно, к истинной ли жизни, или к настоящим наслаждениям. РАССУЖДАЮЩИЕ ЗДРАВО ДОЛЖНЫ ДЕРЖАТЬСЯ ТОЙ МЫСЛИ, ЧТО БОГАТСТВО МОЖЕМ УПОТРЕБЛЯТЬ, КАК ПРИСТАВНИКИ, а не как имеющие право им наслаждаться.

Свт. Василий Великий. К обогащающимся
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 01:43 am (UTC)
отказывающиеся от богатства должны радоваться
И отказывающиеся от него должны радоваться, как уступающие чужое, а не огорчаться, как лишающиеся собственности. Для чего же скорбишь? Для чего сетуешь в душе, слыша: продаждь имение твое? Если бы оно последовало за тобою даже в будущую жизнь, и тогда не надлежало бы столько к нему пристращаться, потому что оно затмевается тамошними почестями. А если необходимо ему остаться здесь; то почему ж не продать его, и не взять туда с собою вырученной от него прибыли? Но ты, отдавая золото и приобретая коня, не унываешь; а уступая тленное, и получая взамен небесное царство, проливаешь слезы, отказываешь просящему, отрекаешься от подаяния, придумывая тысячи предлогов к издержкам. ЧТО БУДЕШЬ ОТВЕЧАТЬ СУДИИ ТЫ, КОТОРЫЙ ОДЕВАЕШЬ ТКАНЯМИ СТЕНЫ, А НЕ ОДЕНЕШЬ ЧЕЛОВЕКА; УБИРАЕШЬ КОНЕЙ, А РАВНОДУШНО СМОТРИШЬ НА БРАТА, ОДЕТОГО ГНУСНО; ДАЕШЬ ГНИТЬ ПШЕНИЦЕ, А НЕ ПИТАЕШЬ АЛЧУЩИХ; ЗАРЫВАЕШЬ В ЗЕМЛЮ ЗОЛОТО, А УТЕСНЕННОГО ОСТАВЛЯЕШЬ БЕЗ ВНИМАНИЯ?

Свт. Василий Великий. К обогащающимся
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 01:44 am (UTC)
Один твой перстень сколько человек может освободить?
Не видишь ли этих стен, разрушенных временем, и которых остатки, подобно каким-то курганам, возвышаются по всему городу? Когда воздвигали их, сколько было в городе бедных, которых тогдашние богачи презрели, заботясь об этих зданиях? Где же сии пышные постройки? Где возбуждавший соревнование таким великолепием? Не обращено ли все в кучу и не истреблено ли, подобно тому, что дети для забавы вылепливают из песка; а строитель не в аде ли раскаивается, что заботился о суетном? СТАРАЙСЯ ИМЕТЬ ВЕЛИКУЮ ДУШУ; А СТЕНЫ, МАЛЫ ЛИ, ИЛИ ВЕЛИКИ, ТОЙ ЖЕ УДОВЛЕТВОРЯЮТ НУЖДЕ. Когда вхожу случайно в дом человека глупого, И НЕ КСТАТИ БОГАТОГО, и вижу, что дом испещрен всякого рода цветами: тогда узнаю, что у этого человека нет других драгоценностей, кроме видимых, что он украшает бездушные вещи, а душа у него не украшена. … НО ТЫ ОКАЗЫВАЕШЬ В ПОДАЯНИИ, ГОВОРЯ, ЧТО НЕ ВОЗМОЖНО УДОВЛЕТВОРИТЬ ПРОСЯЩИХ. ТВОЙ ЯЗЫК ПОДТВЕРЖДАЕТ ЭТО КЛЯТВОЮ, НО РУКА ОБЛИЧАЕТ ТВОЮ ЛОЖЬ, СИЯЯ ДОРОГИМ КАМНЕМ В ПЕРСТНЕ. ОДИН ТВОЙ ПЕРСТЕНЬ СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОСВОБОДИТЬ ОТ ДОЛГОВ? СКОЛЬКО ПОПРАВИТЬ ПАДАЮЩИХ ДОМОВ? ОДИН СУНДУК ТВОЙ С ОДЕЖДАМИ МОЖЕТ ОДЕТЬ ЦЕЛЫЙ НАРОД, ЦЕПЕНЕЮЩИЙ ОТ ХОЛОДА. НО ТЫ С ОЖЕСТОЧЕНИЕМ ОТСЫЛАЕШЬ БЕДНОГО НИ С ЧЕМ, НЕ СТРАШАСЬ ПРАВЕДНОГО ВОЗДАЯНИЯ ОТ СУДИИ: ТЫ НЕ ПОМИЛОВАЛ, И НЕ БУДЕШЬ ПОМИЛОВАН; НЕ ОТВОРИЛ ДОМА, И НЕ БУДЕШЬ ДОПУЩЕН В ЦАРСТВИЕ; НЕ ДАЛ ХЛЕБА, И НЕ ПОЛУЧИШЬ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ.

Свт. Василий Великий. К обогащающимся
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 01:46 am (UTC)
приращением богатства питая свою болезнь
Но ты называешь себя бедным; и я соглашаюсь. Точно тот беден, кто нуждается во многом. А НУЖДАЮЩИМИСЯ ВО МНОГОМ ДЕЛАЕТ ВАС НЕНАСЫТНОСТЬ ПОЖЕЛАНИЙ. К десяти талантам стараешься приложить другие десять; а когда стало двадцать, домогаешься еще двадцати; и непрестанно прилагаемое не останавливает стремления, а только разжигает желание. Как для упивающихся прибавление вина служит побуждением к тому, чтоб пить: так вновь разбогатевшие, приобретя много, желают еще большего, ПОСТОЯННЫМ ПРИРАЩЕНИЕМ БОГАТСТВА ПИТАЯ СВОЮ БОЛЕЗНЬ. И эта ревность не приводит их к цели; потому что не столько веселит то, что в руках, как оно ни велико, сколько печалит то, что еще не у них, и чего, по их мнению, недостает им; от того душа их всегда снедается заботами, домогаясь большего и большего. Им надлежало бы радоваться и благодарить, что они достаточнее очень многих, а они недовольны и мучатся, потому что не сравнились с тем или другим, которые их богатее. Когда станут в ряд с этим богачом, тотчас усиливаются сравниться с более богатым; а если и того достигнут, то предметом своего соревнования делают еще иного богача. Как входящие по лестнице непрестанно заносят ногу на высшую ступень, и не прежде останавливаются, как достигнут верха: так и эти люди не успокаиваются в стремлении к обладанию, пока, взошедши высоко, не разобьются от падения сверху. Творец вселенной на благодеяние людям устроил, что птица селевкид ненасытна (Птица сия, по мнению древних, истребляет саранчу); а ты, во вред многим, сделал ненасытною свою душу. Что только видит глаз, всего того желает любостяжательный; - не насытится око зрети (Еккл.1:8), и сребролюбец не удовольствуется тем, что получает. Ад не скажет: Довлеет (Притч.30:16); и любостяжательный никогда не говорит: "довольно".

Свт. Василий Великий. К обогащающимся
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 01:47 am (UTC)
все захватывает, все пожирает
Kогда сделаешь употребление из того, что у тебя есть? Когда станешь наслаждаться этим ты, непрестанно предающийся трудам для приобретения? Горе совокупляющим дом к дому и село к селу приближающим, да ближнему отъимут что (Ис.5:8). А ты что делаешь? НЕ ИЗОБРЕТАЕШЬ ЛИ ТЫСЯЧИ ПРЕДЛОГОВ, ЧТОБ ЗАХВАТИТЬ ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ БЛИЖНЕМУ? … Море знает свои пределы; ночь не преступает издревле положенных ей границ; но любостяжательный не уважает времени: не знает предела, не терпит порядка преемства, но подражает стремительности огня; ВСЕ ЗАХВАТЫВАЕТ, ВСЕ ПОЖИРАЕТ. И как реки, сперва выходя небольшими истоками, потом от постепенных приращений увеличившись до непреодолимой силы, своим стремлением уносят все преграждающее путь: так и достигшие великого могущества в том самом, что притеснили уже некоторых, приобретая силы делать еще большие обиды, подобно прежде притесненным, порабощают и остальных; и с возрастающим могуществом возрастает и лукавство. Ибо те, которые прежде потерпели от них зло, оказывают им невольную помощь, содействуют в том, чтоб делать другим вред и обиды. Кто из соседей, из живущих вместе и из имеющих с ними дело не увлекается? НИЧТО НЕ ПРОТИВИТСЯ СИЛЕ БОГАТСТВА: ВСЕ ПРЕКЛОНЯЕТСЯ ПРЕД ЕГО САМОВЛАСТИЕМ, ВСЕ ТРЕПЕЩЕТ ЕГО ВЛАДЫЧЕСТВА; ПОТОМУ ЧТО ВСЯКИЙ ИЗ ОБИЖЕННЫХ БОЛЕЕ ДУМАЕТ О ТОМ, КАК БЫ ЕЩЕ НЕ ПОТЕРПЕТЬ КАКОГО ЗЛА, НЕЖЕЛИ О ТОМ, КАК БЫ ОТМСТИТЬ ЗА ПРЕТЕРПЕННОЕ. Богатый приводит пары волов, пашет, сеет, жнет на земле ему не принадлежащей. ЕСЛИ СТАНЕШЬ ПРОТИВОРЕЧИТЬ, - ТЕБЕ УДАРЫ. ЕСЛИ СТАНЕШЬ ЖАЛОВАТЬСЯ: ОБВИНЯТ ТЕБЯ В ОСКОРБЛЕНИИ, ОСУДЯТ; БУДЕШЬ СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ; готовы клеветники, которые доведут тебя до опасности лишиться жизни. РАД БУДЕШЬ И ЕЩЕ ЧТО-НИБУДЬ ОТДАТЬ, ТОЛЬКО БЫ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ТЯЖБЫ.

Свт. Василий Великий. К обогащающимся
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 01:50 am (UTC)
"православные-ДЕ считают, что быть богатым грешно"
Желал бы я, чтоб отдохнул ты немного от дел неправды, дал время своему рассудку размыслить, к какому концу стремится попечение об этом. Есть у тебя такое-то число десятин обработанной земли, и еще такое же число земли, заросшей лесом, горы, равнины, овраги, реки, луга. Что ж после сего? НЕ ВСЕГО ЛИ ТРИ ЛОКТЯ ЗЕМЛИ ОЖИДАЮТ ТЕБЯ? Не достаточно ли будет тяжести немногих камней, чтоб охранять жалкую плоть? Для чего трудишься? Для чего поступаешь беззаконно? Для чего собираешь своими руками бесплодное? и, о если еще только бесплодное, а не пищу для вечного огня! Отрезвишься ли когда-нибудь от сего упоения? Будешь ли иметь здравый рассудок? Придешь ли в себя самого? Представишь ли пред своими очами Христово судилище? ЧЕМ ОПРАВДИШЬСЯ, КОГДА ОБИЖЕННЫЕ СТАНУТ ВОКРУГ ТЕБЯ И ВОЗОПИЮТ НА ТЕБЯ ПРАВЕДНОМУ СУДИИ? Что тогда будешь делать? Каких наймешь ходатаев? Каких представишь свидетелей? Как уверишь Судию, не поддающегося никакому обману? Там нет витий, нет убедительного красноречия, которое бы могло скрыть истину пред Судьею. Туда не сопровождают ни льстецы, ни деньги, ни величие сана. Предстанешь один без друзей, один без помощников, ни защищаемый, не оправдываемый, постыженный, печальный, унылый, всеми оставленный, не смеющий отверсть уст. КУДА НИ ОБРАТИШЬ ВЗОР, ВЕЗДЕ УВИДИШЬ ЯСНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЛЫХ ДЕЛ: ЗДЕСЬ СЛЕЗЫ СИРОТЫ, ТАМ СТЕНАНИЯ ВДОВИЦЫ, И С ДРУГОЙ СТОРОНЫ БЕДНЫЕ, ТОБОЮ ИЗБИТЫЕ, СЛУГИ, КОТОРЫХ ТЫ МУЧИЛ, СОСЕДИ, КОТОРЫХ РАЗДРАЖАЛ. ВСЕ ВОССТАНЕТ ПРОТИВ ТЕБЯ; ЛУКАВЫЙ СОНМ ЗЛЫХ ТВОИХ ДЕЯНИЙ ОКРУЖИТ ТЕБЯ. ИБО КАК ЗА ТЕЛОМ ТЕНЬ, ТАК ЗА ДУШОЮ СЛЕДУЮТ ГРЕХИ, ЯВСТВЕННО ИЗОБРАЖАЮЩИЕ ЕЕ ДЕЛА. Поэтому там нет места запирательству, но заграждаются уста самые бесстыдные; потому что сами о себе свидетельствуют дела каждого, не голос издавая, но являясь такими, как были нами содеяны. Как изображу пред твоими взорами сей ужас? Если только слушаешь меня, если только принимаешь сие к сердцу: то помни тот день, в который открывается гнев Божий с небесе (Рим.1:18); помни славное пришествие Христово, когда восстанут сотворшие благая, в воскрешение живота, а сотворшие злая, в воскрешение суда (Ин.5:29). Тогда вечный стыд грешникам и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя (Евр.10:27). Пусть это огорчает тебя, но да не огорчает заповедь. Как мне подействовать на тебя? Что сказать тебе? Ужели не желаешь царствия? не боишься геенны? Где сыщется врачевание для души твоей? Если ужасное не устрашает, радостное не возбуждает; то каменному говорю я сердцу.

Свт. Василий Великий. К обогащающимся
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 01:51 am (UTC)
Щадила ли кого смерть ради богатства?
Всмотрись, человек, в природу богатства. Что тебя удивляет так в золоте? Золото - камень, серебро - камень, жемчуг - камень, камень и всякий из камней: хризолит, аквамарин, агат, яхонт, аметист, яшма. Это цветы богатства, и часть их кладешь ты в скрытность, самые прозрачные камни покрывая тьмою, а часть носишь на себе, тщеславясь блеском сих драгоценностей. Скажи: какая тебе польза вертеть руку блещущую камнями? Не стыдно ли тебе, подобно женщинам во время беременности, прихотливо желать камней? Как они гложут камни, так и ты жаден до этих цветов между камнями, доискиваясь сардониксов, яшмы, аметистов. Какой любитель нарядов мог прибавить хотя один день своей жизни? Щадила ли кого смерть ради богатства? Миновала ли кого болезнь ради денег? Долго ли золоту быть силками для душ, удою смерти, приманкою греха? Долго ли богатству служить предлогом к войнам, ковать оружия, изощрять мечи? Ради его родные не знают естественных уз, братья смотрят друг на друга убийством. Ради богатства пустыни питают в себе убийц, море - разбойников, города - ябедников. Кто отец лжи? Кто виновник ложных подписей? Кто породил клятвопреступление? Не богатство ли? Не старание ли о богатстве? Что с вами делается, люди? Кто вашу собственность обратил в средство уловлять вас? Имение дано вам в пособие жизни, а не в напутие к злу, на искупление души, а не в повод к погибели.

Свт. Василий Великий. К обогащающимся
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 01:54 am (UTC)
Дети - благовидный предлог любостяжательности
Но богатство необходимо для детей. - ЭТО БЛАГОВИДНЫЙ ПРЕДЛОГ ЛЮБОСТЯЖАТЕЛЬНОСТИ; ССЫЛАЕТЕСЬ НА ДЕТЕЙ, А УДОВЛЕТВОРЯЕТЕ СОБСТВЕННОМУ СЕРДЦУ. Не вини невинного; у него свой есть Владыка, свой Домостроитель; от другого получил он жизнь, от Него ожидает средств к жизни. Разве не для вступавших в браки написаны Евангелия? Аще хощеши совершен быти, продаждь имение твое, и даждь нищим (Мф.19:21). УЖЕЛИ, КОГДА У ГОСПОДА ПРОСИЛ ТЫ БЛАГОЧАДИЯ, КОГДА МОЛИЛСЯ, ЧТОБ БЫТЬ ТЕБЕ ОТЦОМ ДЕТЕЙ, ПРИСОВОКУПЛЯЛ В МОЛИТВАХ ЭТО: ДАЙ МНЕ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ ПРЕСЛУШАТЬ ЗАПОВЕДИ ТВОИ; ДАЙ МНЕ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ НЕ ДОСТИГНУТЬ НЕБЕСНОГО ЦАРСТВИЯ? Кто ж будет поручителем за произволение сына, что употребить данное, как должно? Богатство многим послужило к распутству. Не слышишь ли, что говорит Екклезиаст: видех тяжкий недуг, богатство хранимо от стяжателя во зло ему (Еккл.5:12); еще: оставляю его человеку будущему по мне: и кто весть, мудр ли будет, или безумен (Еккл.2:18.15)? Итак смотри, чтоб тебе, с многими трудами собрав богатство, не приготовить для других удобства ко грехам, и потом не понести двойного наказания, - и за то, что сам делал неправду, и за то, что другого снабдил к тому средствами. Душа не ближе ли тебе всех детей? Не в ближайшем ли она с тобою свойстве, нежели все прочее? Ей первой дай лучшую часть наследия, ей доставь богатые средства к жизни, и тогда уже дели имение детям. Дети, и ничего не наследовав от родителей, не редко наживали себе домы; но кто сжалится над душою, если она тобой оставлена?

Свт. Василий Великий. К обогащающимся
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 01:55 am (UTC)
Господь предписал раздачу богатства как НЕОБХОДИМОЕ
Доселе сказанное говорено было отцам. Бездетные же какую предоставят нам благовидную причину бережливости? - "Не продаю имения, не даю нищим, по причине необходимых нужд в жизни!" Следовательно не Господь - твой Учитель; не Евангелие служит правилом для твоей жизни. Но сам ты даешь себе законы. Смотри же, в какую опасность впадаешь, рассуждая так! ЕСЛИ ГОСПОДЬ ПРЕДПИСАЛ НАМ СИЕ, КАК НЕОБХОДИМОЕ, А ТЫ ОТВЕРГАЕШЬ, КАК НЕВОЗМОЖНОЕ; ТО НЕ ИНОЕ УТВЕРЖДАЕШЬ, А ТО, ЧТО ТЫ РАЗУМНЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ.

Свт. Василий Великий. К обогащающимся
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 01:57 am (UTC)
Раздавать богатство следует ПРИ ЖИЗНИ, а не ПОСЛЕ
Но "насладившись богатством в продолжение всей жизни, по смерти сделаю бедных наследниками своего имения, письменно и в завещаниях объявив их владетелями всего моего". Когда не будешь уже в кругу людей, тогда сделаешься человеколюбивым. Когда увижу тебя мертвецом, тогда назову братолюбцем. Великая тебе благодарность за щедролюбие, что, лежа в гробнице и разрешившись в землю, стал ты не бережлив на расходы и великодушен! Скажи мне, за какое время потребуешь награды? За время ли жизни, или за время смерти? Но пока был ты жив, тратил жизнь на удовольствия, погружался в роскошь; тебе несносно было и взглянуть на бедных; а у умершего какая деятельность? На какую награду имеют право поступки его? Покажи дела, и требуй воздаяния. Никто не торгует, когда срок торга кончился; никто не увенчивается, если пришел по окончании борьбы; никто не показывает своего мужества после брани. Поэтому, как очевидно, и после жизни не возможно стать благочестивым. Обещаешься делать благотворения чернилами и на письме. А кто скажет тебе время отшествия? Кто поручится, какая будет твоя кончина? Сколько людей были похищены из жизни в сильных припадках, так что от страдания не могли произнести и одного слова? Как многих горячка делала не владеющими умом? Для чего же ждешь времени, в которое, как часто случается, не будешь господином своих помыслов? Глубокая ночь, тяжкая болезнь, а помощника нет; простирающий замыслы на наследство готов, все устроил в свою пользу, и твои намерения делает неисполнимыми. Тогда-то, озревшись туда и сюда, и увидя окружающую тебя пустоту, почувствуешь, наконец, свое безрассудство, тогда-то вздохнешь воздохнешь о своем неразумии, что до такого времени отлагал ты исполнение заповеди, когда и язык ослабевает, и дрожащая рука трясется уже от предсмертных содроганий, и ты ни на словах, ни на письме не можешь объявить своей воли. Да если и все явственно написано и всякое слово раздельно произнесено, одной вставленной буквы достаточно переменить твое распоряжение; одна поддельная печать, два или три неправедные свидетеля могут передать все наследство другим.

Свт. Василий Великий. К обогащающимся
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 01:58 am (UTC)
Раздавать богатство следует ПРИ ЖИЗНИ (продолжение)

Для чего же обманываешь сам себя? Теперь худо распоряжаешься богатством на плотские наслаждения, а впоследствии обещаешь то, над чем не будешь уже господином. Худо, как показало слово, твое намерение. Пока жив, буду наслаждаться удовольствиями, а умирая исполню заповеданное. И тебе скажет Авраам: восприял еси благая твоя в животе твоем (Лк.16:25). Путь узкий и тесный не приемлет тебя, который не сложил с себя бремени богатства; ты пошел, неся его на себе, а не сбросив, как было тебе повелено. Во время жизни, себя самого ты предпочитал заповеди, а по смерти и разрушении предпочел заповедь врагам; - говоришь, чтоб не досталось такому-то, пусть возьмет Господь. Чем же назвать это, - мщением ли врагам, или любовью к ближнему? Прочитай свое завещание. Хотелось бы мне еще пожить и насладиться своим имуществом. Благодарность - смерти, а не тебе: если б ты был бессмертен, то не вспомнил бы о заповедях. Не льститеся, Бог поругаем не бывает (Гал.6:7). Мертвое не приводится к алтарю: принеси жертву живую. Кто приносит избытки, тот не приемлется: а ты, что осталось в избытке после целой жизни, то приносишь Благодетелю. Если остатками трапезы не смеешь угощать знаменитых людей, то как же осмеливаешься остатками умилостивлять Бога?

Свт. Василий Великий. К обогащающимся
(Anonymous)
Mar. 20th, 2006 02:00 am (UTC)
еще раз о "расхожем стереотипе"
Видите, богатые, конец богатолюбия, и перестаньте пристращаться к имению. . ЧЕМ БОЛЕЕ ТЫ ЛЮБИШЬ БОГАТСТВО, ТЕМ ПАЧЕ НИЧЕГО НЕ ОСТАВЛЯЙ ИЗ СВОЕГО ИМЕНИЯ. Все обрати в свою собственность; все бери с собой, не оставляй богатства чужим. Может быть, что и домашние твои не облекут тебя в последнее украшение, но откажут в погребении, оказывая свое расположение уже наследникам. Или еще станут тогда умствовать к твоей невыгоде, и скажут: глупо наряжать мертвого, и с большими издержками хоронить ничего уже не чувствующего. Не лучше ли оставшимся наряжаться в дорогую и блистательную одежду, нежели вместе с мертвецом гноить многоценные одеяния? Какая польза в великолепном памятнике, в богатом погребении, в бесплодных издержках? Оставшееся надобно употребить на необходимое для жизни. Вот что скажут, чтоб и тебе отмстить за несносные твои поступки, и твоим имением услужить наследникам. Поэтому предварительно соверши над собой погребение; и прекрасное погребение - благочестие. Отойди отсюда облекшись во все; обрати богатство в собственное свое украшение, имей его при себе. Поверь прекрасному Советнику, возлюбившему тебя Христу, нас ради обнищавшему, да мы нищетою Его обогатимся (2Кор.8:9), давшему Себе избавление за нас (1Тим.2:6). Или поверим Ему, как мудрому и знающему, что для нас полезно, или потерпим Его, как возлюбившего нас, и воздадим Ему должное, как своему Благодетелю. Непременно же исполним повеленное нам, чтоб стать наследниками вечной жизни. О самом Христе, Которому слава и держава во веки веков! Аминь.

Свт. Василий Великий. К обогащающимся
http://www.pagez.ru/lsn/0229.php
( 35 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner