?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"ПРАВОСЛАВИЕ-ЛАЙТ": МОДНО И КОМФОРТНО?

Сегодня многие люди стремятся к вере. Но есть риск, что вместо подлинного, живого Православия они воспримут некую суррогатную, облегченную форму, которую, пользуясь современным сленгом, можно назвать "православием-лайт".

Письмо читателя "Фомы" комментируют настоятель храма мученицы Татианы (домового храма МГУ) протоиерей Максим КОЗЛОВ и епископ Саратовский и Вольский ЛОНГИН.



Подробнее

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Dec. 6th, 2005 06:44 pm (UTC)
о. Козлову надо бы переводами заниматься, вообще, наукой. А с Православием - лайт вопрос оч. сложный - в условиях рынка все кардиналльно поменяется в ближ. 5 - 10 лет там по Вашей ссылке еще обсуждение вполне пост-советское, т. е. при том допущении, что текущая ситуация сохранится, а это не так. Т. е. батюшки не вполне понимают, что случилось, и что из этого следует
ex_blue_vale13
Dec. 6th, 2005 08:39 pm (UTC)
Прочел с большим интересом.
Правильное ли впечатление у меня складывается, что околоправославные рок-штуки одобряются явным меньшинством Церкви, хотя и регулярно проводятся?
У меня к ним двойственное отношение (уж не говоря о художественном критерии). Их рассматривать: как попытку миссионерства или как его суррогат...
hugomoscow
Dec. 7th, 2005 04:07 pm (UTC)
Знаете, Владимир, мне не очень понравилось про апофатическое миссионерство. Выходит, Христианство - это запреты, которые надо соблюдать (см. про ложные пути), и жертвы, которые угодны Богу (рассказ про мученицу и далее). Мне кажется, для настоящей проповеди Христианства недостаточно указывать только на это.

Наверно, я со своим комментарием опять не по делу. Но меня именно это как-то очень резануло (ещё в августе, когда я приобрёл этот номер журнала).
gurbolikov
Dec. 7th, 2005 04:28 pm (UTC)
Там ведь и мнение Кураева было, совершенно иное... Думаю, и о.Максима с Владыкой Вы не совсем верно поняли. Лицемерия-то в любом случае не должно быть. А на жертвы любой из нас каждый Божий день идёт - и ради любимого человека, и ради любимого дела - и незаметно даже нас самим, как жертва эта совершается. Есть СВОБОДНАЯ жертва - в том и парадокс. И дело не в том, чтобы скукситься, начать говорить по-церковнославянски и погибнуть от колита, питаясь акридами и диким мёдом аки святой. Не это, думаю, требуется. Но вот - если кто-то действительно думает, что Православие - это такая классная форма время препровождения, бизнеса плюс сфера обслуживания - он же явно ошибается! А начинают так думать, всё больше начинают. И родители богатые появляются, которые пытаются своих в православные гимназии пристроить, поскольку там строже будут следить - сугубо прагматически, сами не имея веры, и не думая, что ребёнок может из-за их же собственного лайт-отношения возненавидеть христианство, куда его "запихнули" из практических соображений...

А наш журнал, кстати, всё время обвиняют в том, что мы и есть этот самый "лайт" и та самая "попса".
hugomoscow
Dec. 7th, 2005 04:46 pm (UTC)
Спасибо за ответ.
(Anonymous)
Dec. 8th, 2005 01:44 pm (UTC)
еще раз о жертвах
"А на жертвы любой из нас каждый Божий день идёт - и ради любимого человека, и ради любимого дела..."
_______________________________________________________________

http://www.gazeta.ru/firstplace.shtml
http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=6992927
gurbolikov
Dec. 8th, 2005 02:00 pm (UTC)
Re: еще раз о жертвах
Это верно. Но я все же о другом...
(Anonymous)
Dec. 8th, 2005 02:13 pm (UTC)
Почему Всемирный Банк, а не издания РПЦ ?
Я понимаю - вопрос в том, как можно о "другом", когда "это верно". А почему бы "Фоме" не перепечатать эти - и подобные - материалы - раз "это верно"? Почему Всемирный Банк, а не издания РПЦ публикуют подобные материалы? Народ дохнет - а ребята эстетствуют - "светлое Православие" - "крепкое Православие".
gurbolikov
Dec. 8th, 2005 02:26 pm (UTC)
Re: Почему Всемирный Банк, а не издания РПЦ ?
Могу ответить одно. Вы ОЧЕНЬ ПЛОХО читаете и сам журнал, и наш сайт. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть одну из многочисленных ссылок "доброжелателей" "Фомы", например, вот эту:

http://www.livejournal.com/community/ru_childfree/104226.html
(Anonymous)
Dec. 8th, 2005 02:35 pm (UTC)
Дайте ссылки на публикации ФОМЫ
простите, я не понял Вашей логики - как из этой пространной дискуссии следует то, что я плохо читаю Ваш журнал? И Вы не ответили на мой вопрос - почему в ФОМЕ нет ясных публикаций на демографические прогнозы и статистики?

Если они есть - дайте просто ссылки на опубликованые в ФОМЕ материалы, совпадаюшие по содержанию с тем, что опубликовано в докладе Всемирного Банка. Причем, и в этом пойнт, речь идет не просто о некоем "возмущении" - а именно о статистиках и основанных на них демографических прогнозах.

Доклад этот интересен тем, что при его написании авторами используются самые либеральные оценки депопуляции России - "всего" 6 миллионов за 10 лет - и тем не менее, эти темпы шокируют авторов - и ими делается правильный вывод: "такое демографическое “опустошение” является беспрецедентным среди индустриально развитых стран"
gurbolikov
Dec. 8th, 2005 02:42 pm (UTC)
Re: Дайте ссылки на публикации ФОМЫ
Потому что у нас целая тема номера была этому посвящена, плюс несколько интервью, плюс публикации о многодетности, плюс непосредственно о том же, о чем Вы говорите, совсем недавно в журнале писал диакон Андрей Кураев. И сейчас никаких ссылок собирать не буду - мне новый номер нужно доверстывать, где появляется рубрика "Большая семья". А друг и прилежный читатель нашего журнала все ссылки обязательно найдёт и соберёт. И я ему скажу огромное "спасибо" за помощь, которой нам часто так не хватает.
(Anonymous)
Dec. 8th, 2005 03:03 pm (UTC)
дайте просто ссылку на спец. номер
Бог в помощь, как говорится - проблемы не только у Вас - дайте пожалуйста просто ссылку на спец. номер.
gurbolikov
Dec. 8th, 2005 03:30 pm (UTC)
Re: дайте просто ссылку на спец. номер
"Фома" 4(27)2005, к примеру. Наверняка ещё можно приобрести через наших партнеров, обеспечивающих православные лавки, организацию "Православная семья". Телефон 246-74-92. Милости просим!:)
(Anonymous)
Dec. 8th, 2005 03:35 pm (UTC)
спасибо, если есть Online, я посмотрю - купить не получится
(Anonymous)
Dec. 8th, 2005 11:13 pm (UTC)
"Сытый голодного не разумеет"
Вот ВСЕ то, что находится на сайте ФОМЫ на слово "демография" поисковиком:

ЗАЧЕМ БИЗНЕСУ РОЖДАЕМОСТЬ
Рассуждения предпринимателя о депопуляции. Интервью с Евгением ЮРЬЕВЫМ, предпринимателем

http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=65&article=911

Вывод этого т. ск. предпринимателя характерен:

"-- По всему видно, что основная причина демографического кризиса, депопуляции -- именно ментальная. Состояние умов -- как Вы сказали"

Ну еще бы - кто ж скажет - дело в том, что мы пол страны (обоб..) - забрали у людей сердства во временное пользование для их же блага, а они не рожают...

Главное, понятно, что "ментальная причина" важна - крайне важна - ведь и в нищете рожают те, кто верит и любит детей - но кто б говорил об этом - неужели успешный бизнесмен?... Ведь по многим причинам неокрепшие в вере боятся рожать - и по материальным в т. ч. И вот тот, кто много сделал для "оставления" людей в нищете, теперь указывает на "ментальные" причины дем. кризиса - и как раз в контексте критики правительства... "Сытый голодного не разумеет", вот уж точнее не скажешь.

Кроме того, сам -то этот многодетный бизнесмен в нищете своих рожал? У него есть такой опыт - прокорма детей в нищете на фоне всяких внезапно забогатевших "предпринимателей"

Простите, но если Вы не понимаете, что это - рассуждения богатого о "ментальных причинах" нежелания нищих рожать - редкий цинизм - Вам нечего делать на посту редактора православного издания

Статистика как таковая в этом интервью отсутствует...

Будет интересно другие номера посмотреть...
gurbolikov
Dec. 9th, 2005 10:55 am (UTC)
Re: "Сытый голодного не разумеет"
Спаси Вас Господи!
svetlana_foma
Dec. 9th, 2005 02:53 pm (UTC)
офф
Володя!
сегодня у сына Димы - Алексея - д.р. 5 лет
в воскресенье надеется его впервые к причастию привести!
надо молиться...
gurbolikov
Dec. 9th, 2005 03:15 pm (UTC)
Re: офф
+
(Anonymous)
Dec. 9th, 2005 03:04 pm (UTC)
БОЛЕЕ ТОГО, ОН ВИНОВЕН В ПОТЕРЕ ЖИЗНИ ТЕХ, КТО УМИРАЛ ЗА
Если Вы серьезно, то взаимно

PS

"Вещи и деньги (χρήματα) в мире являются общими для всех, как свет и этот воздух, которым мы дышим, и сами пастбища неразумных животных на равнинах и в горах, - говорит он. - Все, следовательно, было установлено общим, для одного пользования плодами, но по господству (не дано) никому. Однако, страсть к стяжанию, проникшая в жизнь, как некий узурпатор (τύραννος), разделила различным образом между своими рабами и слугами то, что было дано Владыкою всем в общее пользование. Она окружила все оградами и закрепила башнями, засовами и воротами, тем самым лишив всех остальных людей пользования благами Владыки. При этом, эта бесстыдница утверждает, что она является владетельницей всего этого, и спорит, что она не совершила несправедливости по отношению к кому бы то ни было. С другой стороны, слуги и рабы этой тиранической страсти становятся не владельцами вещей и денег, полученных ими по наследству, но их дурными рабами и хранителями"

"Итак, каким образом, если они, взяв что-нибудь или даже все из этих денег из страха угрожающих наказаний или в надежде получить сторицею или склоненные несчастиями людей, подадут находящимся в лишениях и скудости, то разве можно считать их милостивыми или напитавшими Христа или совершившими дело, достойное награды? Ни в коем случае, но как я утверждаю, они должны каяться до самой смерти в том, что они столько времени удерживали (эти материальные блага) и лишали своих братьев пользоваться ими"

"Дьявол внушает нам, сделать частной собственностью и превратить в наше сбережение то, что было предназначено для общего пользования, чтобы посредством этой страсти к стяжанию навязать нам два преступления и сделать виновными вечного наказания и осуждения. Одно из этих преступлений - немилосердие, другое - надежда на отложенные деньги, а не на Бога. Ибо имеющий отложенные деньги не может надеяться на Бога. Это ясно из того, что сказал Христос и Бог наш: «Где, - говорит Он, - сокровище ваше, там будет и сердце ваше». ПОЭТОМУ ТОТ, КТО РАЗДАЕТ ВСЕМ ИЗ СОБРАННЫХ СЕБЕ ДЕНЕГ, НЕ ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬ ЗА ЭТО НАГРАДЫ, НО СКОРЕЕ ОСТАЕТСЯ ВИНОВНЫМ В ТОМ, ЧТО ОН ДО ЭТОГО ВРЕМЕНИ НЕСПРАВЕДЛИВО ЛИШАЛ ИХ ДРУГИХ. БОЛЕЕ ТОГО, ОН ВИНОВЕН В ПОТЕРЕ ЖИЗНИ ТЕХ, КТО УМИРАЛ ЗА ЭТО ВРЕМЯ ОТ ГОЛОДА И ЖАЖДЫ. Ибо он был в состоянии их напитать, но не напитал, а зарыл в землю то, что принадлежит бедным, оставив их насильственно умирать от холода и голода. На самом деле он убийца всех тех, кого он мог напитать"

это из Огласительных Слов Преподобного Сименона Нового Богослова (точная ссылка: Cat 9.196-213, я цитирую по монографии Владыки Василия (Кривошеина), Преподобный Сименон Новый Богослов (любое издание), 2, 7 - Online: http://www.agnuz.info/library/books/arhi/page02.htm)

это мало чем отличается от сказанного Василием Великим или Златоустом - Вы в этом легко сами убедитесь в кач. упражнения (Св. Василий Великий. "О милости и суде", есть в Сети на www.pagez.ru; Он же, "К обогащающимся", также есть в Сети, Св. Григорий Богослов. О любви к бедным, кажется, Online нет, но есть в двухтомнике. есть до сих пор не переизданный обзор В.И.Экземплярский. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Киев, 1910 - с цитатами из Златоуста и др. Отцов, посмотрите. У того же Кривошеина есть специальная статья о философии собственности у Преподобного Сименона - и она доступна - поищите)

Вот что следует в ФОМЕ печатать - на фоне демографических статистик - тогда, гладишь, меньше будут епископы увешевать оборзевших клириков "не увлекаться иномарками и сотовой связьаю", как это было в Питере неск. дней назад на епархиальном Собрании

А прихвостней у нынешних богатеньких и так хватает

(Anonymous)
Dec. 9th, 2005 07:35 pm (UTC)
Симеон Новый Богослов
"СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ", конечно же, опечатлся - потом продублировал опечатку через Paste-Copy
(Anonymous)
Dec. 9th, 2005 08:01 pm (UTC)
НЕ БЫВАЕТ МИЛОСТЫНИ ОТ НЕПРАВДЫ
"Как благодеяние нуждающемуся, сделанное из неправедных прибытков, неприятно Богу; так не похвален воздерживающийся от неправды, если никому не уделяет из своей собственности.

О тех которые делают неправду, и намереваются приносить дары Богу, написано: жертва нечестивых мерзость Господеви (Притч.15,8). А о немилостивых сказано: иже затыкает ушеса своя, еже не послушати нищаго: и той призовет, и не будет послушаяй (21,13). ... Ибо, если иамереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного неправдою и хищением: то лучше для тебя и не приобретать такого имущества, и не приносить из него... И опять, если, приобретая праведными трудами, не приносишь Богу приношений, которыми бы питались нищие, то сие вменится тебе в хищение, по сказанному у пророка Малахии: яко десятины и начатцы с вами суть, и будет расхищение в домах ваших (Мал.3,8.10)... С этой впредь стороны да испытывает себя человек, и богатый пусть посмотрит на собственные свои доходы, из которых намеревается приносить дары Богу: не утеснял ли нищего, не делал ли насилия немощному, не покорыстовался ли чем от подчиненнаго ему, вместо справедливости употребив власть? Ибо нам повелено соблюдать справедливость и равенство и в рассуждении рабов. Не делай насилий по той причине, что властвуешь; не лихоимствуй, потому что силен; напротив того, поелику есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты сделать, можешь представить доказательство послушания и страха пред Богом но в том, в чем имеешь силу преступить, и не преступаешь. А если, отнимая собственность нищих, подаешь нищим; то лучше было бы и не похищать и не давать. Для чего оскверняешь свое богатство, внося в него неправедные прибытки? Для чего приношение свое обращаешь в скверну неправдою, намереваясь принести то, в рассуждении чего надобно тебе пожалеть другого нищего? Помилуй того, кому делаешь неправду. С ним поступи человеколюбиво; ему окажи милость, и исполнишь милость с судом. Бог не будет иметь общения с любостяжательностию; Господь не сообщник разбойников и хищников Не по тому, что Сам не в силах пропитать нищих, оставил их нам; но нам же в благодеяние требует от нас правды и человеколюбивого плодоношения. Не бывает милостыни от неправды, благословения от клятвы, благодеяний от слез. Извлекающим слезы у обиженных Бог говорить: сия, яже ненавидех, твористе: покрываете слезами алтарь Мой, и плачем, и воздыханием (Мал.2,13). От трудов своих оказывай милости, не желай поступать несправедливо под тем предлогом, чтоб из приобретенного неправдою принести в дар Богу милостыню. Подобные дела показывают тщеславие и служат к приобретению похвал от людей, а не похвалы от Бога..."

Свт. Василий Великий. О милости и о суде
http://www.pagez.ru/lsn/0081.php
(Anonymous)
Dec. 8th, 2005 03:23 pm (UTC)
второстепенная тема?
У Вас сайте не грузится - а так мне не врезалось в память каких-то ясных
публикаций - со статистикой и дем. прогнозами, почему я у Вас и спросил. Я помню что недавно Вы публиковали, как хорошо на костре сжигать (в контексте Бруно) - про Федора Конюхова что-то.... о то, как хорошо живется православным имигрантам - да, это было - а вот статистик убыли населения России не помню - во вс. случае, они не анонсировались у Вас в ЖЖ - как второстепенная тема, возможно...

Многодетные - да, похвально - но причина депопуляции - не только презерватив, но и сокращение средней продолжительности жизни
( 22 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner