?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С каким-то сладострастным возбуждением заспешили люди интеллигенции разделяться на непримиримые партии, проклинающие своих противников. Давно это не было так выражено. Какое-то экстатическое наслаждение чувствуется в людях, которые одномоментно уверились в своей абсолютной правоте и упоённо рвут связи с теми, кого они недавно так любили и кто их любил... Наверное, так было в годы накануне народнического террора, перед ужасным 1905-м или в предфевральский год, не знаю. Но видеть, как уже и многие из твоих знакомых, кого ты любишь или уважаешь (а одно иногда не ниже другого) тоже озлобляются и ищут свой окоп - ужасно. И нет в них уже ни веры в доброе намерение, нет прощения оппонентам. Нет желания слышать доводы и договариваться, вместе пытаться что-то сделать. Дали б оружие в руки - наверное, убили бы. И если ты встанешь на дороге - убьют и тебя, не задумавшись.

Отчего так происходит? Отчего это так мало зависит от того, ходит человек в Церковь или нет? У меня есть свой ответ на этот вопрос. Но боюсь, и его воспримут как политическую декларацию... Всё равно не хотят слушать - слышат только себя и "своих" из окопа. Вот оттого всё чаще, цитируя кого-то и что-то, я предпочитаю промолчать. Может и цитировать скоро перестану тоже - зачем подставлять кого-то?..

А смотреть на любимого человека сквозь прицел винтовки из окопчика - не хочу и не стану. Не для того когда-то отрекался от сатаны и сочетавался Христу...

+++

Да, посетила на этом вот фоне одна нечаянная радость. Любимый, родной человек, один из тех, кто помог родиться нашему "Фоме", открыл блог. Слушаешь его - и словно нет на свете этого остервенения. Есть только Христос; есть тепло надежды; есть истинное дело для любящих...








Comments

( 30 comments — Leave a comment )
pretre_philippe
May. 29th, 2010 05:46 am (UTC)
Вот как?...
Владимир, а это о чем? Я просто в последнее время редко смотрю ленту друзей, прессу тоже особенно не читаю давно уже, разве что "эхо Москвы" слушаю периодически. Наверно что-то пропустил. Не подскажете ли примеры?
gurbolikov
May. 29th, 2010 07:27 am (UTC)
Отче, дорогой, а зачем? Если имеете счастье пропустить, то только благодарить Бога. Примеров масса, к сожалению. Честно - не хочу быть их распространителем и ещё более вовлекать всех в разнообразные дискуссии с проклятиями и обидами друг на друга.
sinitzat
May. 29th, 2010 05:59 am (UTC)
Отчего так происходит?
- оттого, что терпению приходит конец
gurbolikov
May. 29th, 2010 06:01 am (UTC)
А это хорошо?
sinitzat
May. 29th, 2010 06:21 am (UTC)
Даже не знаю
gurbolikov
May. 29th, 2010 07:17 am (UTC)
...Дух же целомудрия, смиренномудрия, ТЕРПЕНИЯ и любве даруй ми, рабу Твоему.

(Из великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина)

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, ТЕРПЕТЬ, прощать и любить.
Аминь.

(Из молитвы Оптинских старцев)

sinitzat
May. 29th, 2010 07:52 am (UTC)
О, я как-то по божественным цитатам не спец, да и много ли проку в извечном терпении и смирении? Жизнь-то одна.
gurbolikov
May. 29th, 2010 08:21 pm (UTC)
А после?..

Кроме того, неверно понимается всё это. Вот, то же смирение, к примеру. То, что принимается за смирение, часто просто карикатурный какой-то ритуал. С поклонами, с особым таким кокетством. А откуда оно, смирение? Как появляется и как проявляется?

Вот, человек начинает стараться стать хоть чем-то похожим на Христа. Он понимает, что именно такой образ для человека и есть Настоящее - и смысл, и подлинная норма... А он по-прежнему живёт НЕ ТАК. Как апостол Павел писал: не хочу, а дурное делаю. И начинаешь понимать, на собственном примере, как трудно быть НАСТОЯЩИМ - не для других, не напоказ, а в себе, в своей совести, перед Богом, Который всё видит. И чем больше понимаешь, как трудно тебе стать лучше, чем ты есть, тем меньше внимания обращаешь на то, кто там чем плох. Совесть с тебя спрашивает, а не с того парня. И ещё - начинаешь думать: вот, мне трудно - а другому человеку легко? Думаешь: сколько я о себе знаю того, чего не знают другие - что же я могу знать о том человеке? Как я могу о нём судить? Быть может, ему хуже чем мне во сто крат. Быть может, его обидели. Быть может, ему помощь нужна, а я не только помочь не могу... Когда начинаешь разбираться со своим грехом, то всё больше воспринимаешь его как болезнь. А к больному не станешь относиться как к здоровому: ему и сострадаешь, и думаешь, что за болезнь такая и как помочь... И вот, ощущая эти болячки в себе, меняешься, наверное. Хочешь, чтобы другие от тебя меньше страдали. Чтобы им хоть немного легче было. Удивляешься тому, насколько люди многие что-то умеют и могут лучше тебя - во всех планах - и в раскрытии таланта, и в трудолюбии, и в широте души. На остальное всё меньше смотришь. Думаю, так это формируется. И совсем по форме непохоже на то, что мы часто за смирение принимаем.

Также непросто и с терпением, думаю...
las_toch_ka
May. 29th, 2010 08:50 am (UTC)
Мне кажется, люди устали от компромиссов, толерантности и всеобщей ко всему на свете терпимости! Очень давно иметь свои убеждения - неприлично, опасно даже. Потому что сочтут именно "нетерпимым" и прочее "не...".
Терпимость и терпение - разные понятия, по-моему.
А у человека должны быть убеждения! То, что не приемлет компромиссов, особенно ради корпоративных и прочих политических интересов. Есть Правда и Ложь! И мирить их, смешивать и рождать что-то мутное и серое - это идти на поводу у Лжи и отца его. Сейчас все эти окопы и расколы - попытка нащупать чистую струю и к ней припасть. Так что ничего в этом нет ужасного. Надо просто самому стоять с фонариком и светить в меру сил своего собственного луча.
Что, собственно, Аркадий Шатов, очень уважаемый и любимый мною человек, делает.
trafaretoff
May. 29th, 2010 09:08 am (UTC)
+1
gurbolikov
May. 29th, 2010 08:31 pm (UTC)
Последнее верно. Только можно ли светить из окопа?..
trafaretoff
May. 29th, 2010 08:37 pm (UTC)
Володь, я не знаю, можно ли светить из окопа: сам я не светильник и в окопе не сижу :)
gurbolikov
May. 30th, 2010 06:07 am (UTC)
Слава Богу.

Кстати, есть очень подходящие стихи Саши Чёрного к этому разговору, мы их перепечатывали в "Фоме":

ЛЕГЕНДА

Это было на Пасху, на самом рассвете:
Над окопами таял туман.
Сквозь бойницы чернели колючие сети,
И качался засохший бурьян.

Воробьи распевали вдоль насыпи лихо.
Жирным смрадом курился откос...
Между нами и ими печально и тихо
Проходил одинокий Христос.

Но никто не узнал, не поверил виденью:
С криком вскинулись стаи ворон,
Злые пули дождем над святою мишенью
Засвистали с обеих сторон...

И растаял - исчез Он над гранью оврага,
Там, где солнечный плавился склон.
Говорили одни: "сумасшедший бродяга",-
А другие: "жидовский шпион" ...




tanya_mass
May. 29th, 2010 11:47 am (UTC)
научиться бы еще иметь убеждения так, чтобы они не рождали ненависть к инакомыслящим
las_toch_ka
May. 29th, 2010 12:09 pm (UTC)
Есть убеждения, которые не приемлют ненависть. Наша вера, например. Но она не приемлет соглашательства тоже.
gurbolikov
May. 29th, 2010 08:24 pm (UTC)
Верно. Только бы не перепутать.
tanya_mass
May. 29th, 2010 10:31 am (UTC)
"Дали б оружие в руки - наверное, убили бы. И если ты встанешь на дороге - убьют и тебя, не задумавшись".

Володя, может быть это все виртуально? НА самом деле не смогут? А политические споры в России всегда такими были...
p_tzareff
May. 29th, 2010 11:39 am (UTC)
Он открыл видеоблог?
gurbolikov
May. 29th, 2010 07:56 pm (UTC)
Да.
p_tzareff
May. 30th, 2010 10:50 am (UTC)
Хорошо, можно смотреть.
marina_mdk
May. 29th, 2010 03:00 pm (UTC)
хороший видео фрагмент.

с Праздником!
vb73
May. 29th, 2010 05:22 pm (UTC)
=Отчего так происходит? Отчего это так мало зависит от того, ходит человек в Церковь или нет? У меня есть свой ответ на этот вопрос. Но боюсь, и его воспримут как политическую декларацию...=

И, тем не менее, ответ на этот вопрос был бы интересен почти всем тем, кто тебя знает, любит и уважает. Так что лучше бы развернул как-то всё-таки :)
gurbolikov
May. 29th, 2010 07:55 pm (UTC)
Я постараюсь написать, но надо подумать. Очень трудно оказаться быть верно понятым очень и очень разными по взглядам людьми... Кстати, так радостно сознавать, что между всеми нами - такими разными - сохранилось это братское, доброе отношение. Большая редкость, по нашим временам. Я очень дорожу этим.
vb73
May. 29th, 2010 08:10 pm (UTC)
Да, пожалуй, это - главное.
tanya_mass
May. 29th, 2010 10:20 pm (UTC)
и это благодаря тебе тоже
(Anonymous)
May. 29th, 2010 07:05 pm (UTC)
Мне кажется, что это отклики известной большевистской фразы, отравившей многих наших людей - "Кто не с нами, тот против нас!", забыв истинную библейскую фразу - "Кто не против нас, тот за нас!" Стоит поразмыслить...
Впрочем, многие ли либералы и демократы читают сейчас Книгу? Гордыня...
sedoj
May. 29th, 2010 07:06 pm (UTC)
Мне кажется, что это отклики известной большевистской фразы, отравившей многих наших людей - "Кто не с нами, тот против нас!", забыв истинную библейскую фразу - "Кто не против нас, тот за нас!" Стоит поразмыслить...
Впрочем, многие ли либералы и демократы читают сейчас Книгу? Гордыня...
n_ermak
May. 30th, 2010 04:48 pm (UTC)
Прошу прощения, Владимир, можно ли подписаться на этот видеоблог, и если да, то как это делается?
gurbolikov
May. 30th, 2010 04:57 pm (UTC)
Надо регистрироваться на портале Ютюб. Можно при этом никакого своего видео не публиковать, а просто подписываться и что-то из видео брать в Избранное. Вот адрес, по которому находятся блоги Милосердия:

http://www.youtube.com/user/sosmiloserdie

А вот тут, видимо, будут выкладываться блоги отца Аркадия:

http://www.youtube.com/user/wdaber

Edited at 2010-05-30 04:59 pm (UTC)
n_ermak
May. 30th, 2010 09:18 pm (UTC)
Большое спасибо.
( 30 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner