?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гаитянская правда

Москва. 21 января. ИНТЕРФАКС - В Московском патриархате призвали журналистов более профессионально и ответственно подходить к написанию заметок, посвященных патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

"Хотелось бы призвать журналистов более аккуратно передавать в СМИ содержание выступлений патриарха", - заявил корреспонденту "Интерфакс-Религия" в четверг глава Информационного отдела Русской церкви Владимир Легойда. Как отметил собеседник агентства, ранее в ряде СМИ и в блогосфере было распространено сообщение о том, что патриарх Кирилл, выступая перед общественностью в Алма-Ате, якобы назвал землетрясение на Гаити "карой Божьей", чего на самом деле сказано не было.

В.Легойда выразил надежду на то, что "этот случай останется в ряду редких неприятных инцидентов".

"На самом деле в своем выступлении, напомнив о непростом историческом пути Гаити, Святейший с сожалением отметил, что "теперь проблемы этой части острова многократно усугублены катастрофическим землетрясением", и "мы видим бездну человеческого страдания", - процитировал предстоятеля В.Легойда. Говоря о причинах нищеты, преступности, наркомании, коррупции, на фоне которых развивается человеческая трагедия на Гаити, патриарх подчеркнул, что, помимо социальных, экономических, климатических причин, в основе многих проблем современности лежит состояние человеческого духа, добавил собеседник агентства.

"Данный вывод не является новым или неожиданным: Церковь всегда подчеркивала связь духовного, нравственного состояния личности и общества с социальными, экономическими и политическими изменениями в обществе. В частности, много говорилось о том, что одной из причин современного экономического кризиса является кризис личности", - заявил В.Легойда.

Источник: http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=news&div=33837

Сама речь Святейшего, вокруг которой возникли спекуляции, вот:

http://www.patriarchia.ru/db/text/1045105.html




Comments

( 27 comments — Leave a comment )
michael_popov
Jan. 21st, 2010 02:24 pm (UTC)
А есть запись где-нибудь, послушать что Патриарх действительно говорил?
gurbolikov
Jan. 21st, 2010 02:29 pm (UTC)
Отсюда: http://www.patriarchia.ru/db/text/1045105.html

...Сегодня, как, может быть, никогда, людям разных стран, разных народов, разных религий необходимо находить общий язык, чтобы объединять свои усилия. Непредвзятый взгляд на происходящее сегодня свидетельствует о возникновении перед человеческой цивилизацией опаснейших вызовов: род человеческий сталкивается с такими проблемами, с какими никогда не сталкивался раньше. Действительно, человек не может быть спокоен, когда сообщается о том, что совершен террористический акт, о том, что нищета и голод губят людей.

Весь мир всколыхнула трагедия Гаити. У этой страны тяжелая судьба. В свое время, когда она была французской колонией, там находились тюрьмы, куда из Франции отправляли людей на пожизненное заключение. Это был страшный уголок мира. Потом страна освободилась от колониального ига, но, к сожалению, в отличие от своего соседа — Доминиканской Республики — не смогла наладить жизнь и встать на тот путь развития, который привел бы людей к благополучию. Мне приходилось бывать на этом острове, разделенном между двумя странами: Доминиканская Республика и Гаити воспринимаются как два мира. Одна часть острова процветает, в другой царят преступность и политическая нестабильность.

Теперь же тяжкие проблемы этой части острова многократно усугублены катастрофическим землетрясением. С экранов телевизоров мы видим бездну человеческого страдания.

Казахстан, как и другие страны, не понаслышке знает, что такое землетрясение. Обычно в случае тяжких природных катастроф люди организуются, начинают помогать друг другу, создавать условия для реализации внешней помощи. На Гаити же мы сейчас видим нечто противоположное: люди погибают от голода, жажды, болезней и от рук преступников; можно представить себе, в каком аду сейчас находятся жители Гаити.

gurbolikov
Jan. 21st, 2010 02:29 pm (UTC)
У нищеты, голода, преступности, наркомании, коррупции, на фоне которых развивается человеческая трагедия в этой разрушенной землетрясением стране, много исторических, экономических политических, социальных, климатических причин; в конце концов, велика роль личности в истории. Однако нельзя забывать, что именно глубинное состояние человеческого духа лежит в основе многих проблем современного общества — от наркомании и преступности до загрязнения окружающей среды.

Богу было угодно заложить в нас нравственное чувство, которое познается голосом совести. Именно этим чувством, в первую очередь, человек и отличается от всего животного мира, ведь разум в той или иной мере свойственен и животным. Так, наблюдая за собаками, иной раз поражаешься их разуму, дипломатии, хитрости.

gurbolikov
Jan. 21st, 2010 02:29 pm (UTC)
Однако в человеческой природе, помимо инстинктов и разума, есть нравственное чувство. Это очень важная черта человека, отличающая его от других живых существ нашего мира. Именно в этом тайнике человеческой природы, в этом тайнике души и происходит все — как говорит Писание, из сердца человека исходят злые помыслы (Мк. 7, 21) . И если эти помыслы мы претворяем в злые деяния, то уже вторично, в какой области они будут осуществляться: в политике ли, в экономике ли, будем ли мы бездумно тратить природные ресурсы, которые Бог нам дал, и загрязнять окружающую среду, или создавать несправедливые отношения, провоцируя голод, социальные потрясения и употребление наркотиков, при помощи которых некоторые пытаются вырваться из тяжких условий земного бытия, забыться в виртуальном мире грез.

К сожалению, старшее и среднее поколение людей, воспитанное в годы атеизма, практически никогда не задумывалось о значении человеческой нравственности. Как вы помните, нам говорили, что базисом общественных отношений в любой социально-экономической формации является экономика. Но на самом деле экономика вторична, первична же человеческая личность. Экономика призвана обслуживать потребности человека и потребности человеческого общества. Но человек не может жить только ради экономики — иначе чем он будет отличаться от бобра, который всю жизнь строит в водоеме плотины?

У нас есть высшие цели, и одной из них является реализация нравственного чувства человека. Хотя в истории религиозные чувства проявлялись по-разному (мы знаем, что были религиозные войны; порой люди, прикрываясь верой, творили зло), но сама по себе религия призвана поддерживать нравственное чувство в человеке, не давать этому чувству угаснуть — а угаснуть оно может очень легко. Религия помогает людям сохранять сильным голос своей совести. В этом, в первую очередь, социальное значение религии. Конечно, вера приводит человека к Богу, открывает ему путь в Царствие Небесное, но если оценивать роль религии социологически, то это, в первую очередь, работа по сохранению нравственного чувства.

Иногда нам говорят: чтобы решить проблему преступности, нужно воспитать правовое сознание, добиться того, чтобы люди знали законы. Но мне приходилось посещать тюрьмы, и я был поражен, общаясь с теми, кто находится в заключении. Немалое число из них — это талантливые, образованные люди, которые знают законы лучше, чем мы с вами, и, тем не менее, нарушают эти законы. Так почему же бабушка в деревне, не зная закона, не нарушает его, а люди просвещенные сознательно идут на нарушение закона, причем так, что порой сеют вокруг себя смерть и разрушение? Все зависит от того, что в сердце. О том же говорит апостол Павел, отмечавший, что язычники естеством законное творят (Рим. 2, 14), — то есть они по своей природе делают то, что правильно, ибо природа человека от Бога одарена нравственным чувством.

Для того чтобы исполнялись законы, чтобы процессы в области политики, экономики, социальной жизни несли в себе добро, улучшали человеческие отношения, повышали качество жизни, необходимо жить по закону совести. И если современный человек забудет об этом, это может повлечь страшные последствия, потому что научно-технический прогресс настолько вооружает человечество, что в его силах сделать с собой все, что угодно, вплоть до самоуничтожения.

Нужно также сказать и о том, что решение многих проблем, которые сегодня обрушиваются на человеческую цивилизацию, требует сотрудничества, координации действий. Среди таких вопросов, требующих общих усилий, — и изменение климата, о котором сегодня много говорят, и проблема загрязнения среды, и международный терроризм и преступность, и многое другое. Экономический кризис высветил еще одну проблему — проблему «дутой» экономики, в рамках которой деньги являются не итогом реальных затрат труда, умственного или физического, а лишь результатом умения работать с так называемыми ценными бумагами. Во многом эта проблема — нравственная; решить же ее можно только всем вместе.

(с) Патриарх Кирилл, Патриархия ру
lemantar
Jan. 22nd, 2010 01:05 pm (UTC)
см. видео выступления Патриарха (о Гаити с 6-й минуты)
http://lemantar.livejournal.com/404704.html
как видим ferghana.ru как раз передала текст точно, слово в слово, а patriarchia.ru подкорректировала.
gurbolikov
Jan. 22nd, 2010 01:48 pm (UTC)
Напротив, Фергана исказила мысль Патриарха с точностью до-наоборот. И любой, кто непредвзято посмотрит ролик, это поймёт.
lemantar
Jan. 22nd, 2010 01:55 pm (UTC)
обоснуйте.
gurbolikov
Jan. 22nd, 2010 02:15 pm (UTC)
Пожалуйста.

Вот что пишет Фергана:

Идея предначертанности всего происходящего и неотвратимости наказания стала основной идеей патриарших выступлений в Казахстане" и даёт заголовок:
"Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл заявил в Казахстане, что гаитяне заслужили землетрясение".

Однако ничего подобного Патриарх не заявлял. Он говорил о ДВУХ землетрясениях - в Казахстане и на Гаити. И сравнивая характер морально-этических и социальных отношений, которые исторически сложились в этих двух странах, обратил внимание на то, что нравственная составляющая помогла Казахстану пережить трагедию и залечить "раны" значительно быстрее и с меньшими потерями, нежели народу Гаити. И призвал помнить об этом нравственном факторе, от которого в нашей жизни очень и очень многое зависит (что математически верно).

Никакой трактовки этих катастроф (повторяю - двух, а не одной) как Божией кары, никакой мысли о "заслуженном" землетрясении и неотвратимости наказания не было и в помине. Он о другом говорил. И это очевидная подтасовка со стороны Ферганы.
ex_egor_pro
Jan. 22nd, 2010 04:06 pm (UTC)
Не тянет на оправдание, к с большому сожалению, Владимир. Лемантар прав.
gurbolikov
Jan. 22nd, 2010 08:07 pm (UTC)
Обоснуй.
ex_egor_pro
Jan. 22nd, 2010 08:11 pm (UTC)
Володь, я не буду обосновывать.
Вот есть слова:
"Казахстан, как и другие страны, не понаслышке знает, что такое землетрясение. Обычно в случае тяжких природных катастроф люди организуются, начинают помогать друг другу, создавать условия для реализации внешней помощи. На Гаити же мы сейчас видим нечто противоположное: люди погибают от голода, жажды, болезней и от рук преступников; можно представить себе, в каком аду сейчас находятся жители Гаити.
У нищеты, голода, преступности, наркомании, коррупции, на фоне которых развивается человеческая трагедия в этой разрушенной землетрясением стране, много исторических, экономических политических, социальных, климатических причин; в конце концов, велика роль личности в истории. Однако нельзя забывать, что именно глубинное состояние человеческого духа лежит в основе многих проблем современного общества — от наркомании и преступности до загрязнения окружающей среды".
отсель http://www.patriarchia.ru/db/text/1045105.html

В этих словах я вижу конкретное противопоставление - у казахов все на мази, потому что они помогают другу другу, а на Гаити ад, потому что там все накроманы и преступники и вообще страна, которая в отличии от Доминиканской республики так и не стала цивилизованной страной. Поэтому их жалко, но со всеми так будет кто будет грешить типа.
Ты слышиь в этих словах другое. Вот такая аудиошизофрения у нас получается.
gurbolikov
Jan. 22nd, 2010 08:26 pm (UTC)
А ты вообще читал, о чём мы дискутировали выше? Ещё раз, пожалуйста прочитай ВНИМАТЕЛЬНО: http://gurbolikov.livejournal.com/265304.html?thread=2002776#t2002776

А ты пишешь о том, с чем я не спорю. О том, что гаитянам страшно мешает сейчас моральное состояние их общества, которое было лучше в Кахастане и помогло республике быстрее оправиться от такой же катастрофы. Это совершенно справедливо. И если не ёрничать, то можно вполне это признать. А вот про то, что одних жалко, а других нет, это уже чистые измышлизмы.
ex_egor_pro
Jan. 22nd, 2010 08:29 pm (UTC)
А с чего это у гаитян общество более моральное, чем у казахов? Или у нас? Я так не считаю.
gurbolikov
Jan. 22nd, 2010 08:33 pm (UTC)
Ты запутался в словах более и менее. А я всё, что хотел, кажется, уже написал.
ex_egor_pro
Jan. 22nd, 2010 08:35 pm (UTC)
Да и я тоже сказал.
Кстати, дискуссию не читал, так что не знаю, о чем вы там говорили.
А следуя логике слов патриарха, Москву должно было тряхануть баллов на 20, и так 10 раз подряд.
gurbolikov
Jan. 22nd, 2010 08:46 pm (UTC)
Странно. Врываешься в разговор посредине, не читая...

А чтобы с Москвой не было худо (я здесь живу, и иногда весьма беспокоюсь о будущем), надо бы побольше молиться вместо увлечёнными поисками пустых претензий к Патриарху.
ex_egor_pro
Jan. 23rd, 2010 09:34 am (UTC)
Я тоже молюсь, ну а о моем отношении к патриарху ты знаешь.
ex_egor_pro
Jan. 23rd, 2010 09:48 am (UTC)
Да и вообще, нехорошо сравнивать Гаити и Казахстан. Гаити -страна, чья экономика полностью разрушена была Штатами, страна бывших рабов этих же Штатов, а точнее и нынешних рабов. Население страны было вынуждено в одиночку целую неделю справляться со случившейся бедой, это верх героизма, который и не снился казахам.
К примеру - когда расстреляли Белый Дом в 93 году, все наши доблестные омоновцы и военные просто грабили его потом целую неделю, вытаскивая все, что только можно было. Перешагивая через лежащие трупы.
lemantar
Jan. 22nd, 2010 06:11 pm (UTC)
там можно разделить на две части - одна про причины приведшие к катастрофе, другая то, как народ справлялся с катастрофой.
вы пишете про вторую, но есть и первая. кстати вторая приводится лишь как подтверждение первой, дескать "дряной народец, и организоваться то как следует не могут, что лишь подтверждает правомерность божьей кары".

кстати на видео ещё лучше чем в тексте виден упор на греховность как причину землетрясения, так мы слышим интонацию, и она усиливает то что "некоторые называют экономические, климатические причины, но главная причина в духовности".
gurbolikov
Jan. 22nd, 2010 07:27 pm (UTC)
Не могу с Вами согласиться. Внимательно читал текст, внимательно смотрел ролик. Ни в интонации, ни в текстовой версии упора на греховность не вижу. Напротив, радикальные православные братья вполне могли бы в очередной раз повозмущаться: мол, и здесь ничего о наказании за грехи страны, где столько лет "рулил" культ вуду...
lemantar
Jan. 22nd, 2010 07:37 pm (UTC)
слово "вуду" произнесено не было, но было слово "наркомания".
gurbolikov
Jan. 22nd, 2010 08:07 pm (UTC)
Ну и что?
michael_popov
Jan. 22nd, 2010 05:35 pm (UTC)
Да, на Фергане все правильно передали. Но на мой взгляд он там просто говорит, что в Гаити плохо потому что народ аморальный: не сплотился после землетрясения, а наоборот Чтобы услышать в речи намек на Божью кару, нужно очень этого захотеть.
gurbolikov
Jan. 22nd, 2010 07:32 pm (UTC)
Да, именно так. Про то, насколько на ситуацию влияет нравственное состояние людей, он говорит, причём в проводя сравнение с землятресением в Казахстане. И ничего большего там нет. Ну разве что мог бы кто-то из гаитян обидеться на то, что историю страны излагают в чёрном свете. Но и тут что обижаться - по сути-то грустная история у Гаити, даже очень.:(
(Deleted comment)
hedgehog_red
Jan. 21st, 2010 05:53 pm (UTC)
А у меня в связи с этим гораздо более тяжёлый вопрос.
Но ведь беды, случающиеся в масштабах как личных, так и всей страны - мы, православные, призваны оценивать в связи с духовным состоянием, а не только историческими или природными причинами.
Так, Великую Отечественную для России часто оценивают, в том числе, как кару и как великое отрезвление за революцию 17 года и яростное воинствующее безбожие. И в этом страдании, как бывает и у отдельного человека в болезни, в стране возродилось религиозное чувство и начали открываться и храмы.
Да, не всё так однозначно, но ведь это и есть, и было.
И "Комсомолка" - не имела ну никакого права и это ужасно так писать о человеческом страдании. Типа: "так тебе и надо". Но ведь есть же эта связь - между грехом Содома и постигшей его катастрофой, между положением на Гаити, и этим несчастным вуду, в конце концов, и - землетрясением.
Или прямо вот совсем нет?

Другое дело - вектор подобной оценки. Я читала, что Честертон сказал о кончине Уайльда, что вместо того, чтобы говорить: "Вот, чем кончают такие люди", мы бы должны ужаснуться и пожалеть и сострадать подобной кончине. Точно не вспомню, но суть та, что такая наглядная иллюстрация, что наказание за грех - смерть, должна вызывать в нас не злорадство, а ужас за себя и жалость, что даже бескрайнее милосердие Божие не может ничего сделать, если человек сопротивляется ему и сознательно выбирает грех. И тогда и вступает в силу этот объективный закон наказания за грех...
vb73
Jan. 22nd, 2010 08:47 am (UTC)
( 27 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner