?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Мне кажется, благородство -- это сплав нескольких важных качеств, каждое из которых очень ценно само по себе. А также непременных обстоятельств.

Сначала об обстоятельствах.

Во-первых, благородство невозможно проявить вне действия, вне движения, вне ответственности за дело. Предполагается, что человек делает что-то важное, и от его действий зависит другой человек или масса людей.

Во-вторых, благородство проявляется в ситуациях конфликтных, при столкновении между людьми. Когда дело или действие натыкается на преграду. Конечно же, речь не только о драке, поединке или скандале -- конфликт и столкновение бывают очень "тихими" и незаметными со стороны, но ранить могут не меньше...

В-третьих, предполагается, что в этом действии и в этом столкновении у человека есть некая сила, некая возможность нанести "удар", ответить выстрелом на выстрел. Пусть иногда речь идёт о ситуациях, когда внешне наш герой безоружен и беззащитен перед противником -- тем не менее, есть у него некий козырь, некое преимущество, пусть и моральное, которое может в итоге перетянуть чашу весов.

И какие же качества должен проявить в этих обстоятельствах человек, чтобы его можно было назвать благородным?

Прежде всего, верность -- своему служению, своему долгу.

Потом, смирение. Чёткое понимание: я служу долгу, делу, но не себе-любимому. И умение распознать грань, где на самом деле "дело" и "долг" становятся прикрытием собственного эгоизма.

Затем, жертвенность. Готовность не предавая убеждения и имея силу, тем не менее, "вложить меч в ножны". Как в Евангелии, во время ареста Христа, когда был и меч, была и великая сила Самого Бога...

И наконец, благородство предполагает неосуждение и прощение противника, другого человека. Вплоть -- иногда -- до отказа от удара, от логичного и справедливого возмездия. Вплоть до тех слов, которые говорятся с Креста: "Отче, прочти им, ибо не ведают, что творят"...

Вот таковы обстоятельства и качества, связанные с понятием благородства. И безусловно, благородные люди есть повсеместно. Просто не нужно искать их непременно в образе рыцарей, закованных в латы или аристократов с проницательным взором. Вот, я приводил в пример Христа. Но потому и отвергали его многие, что он не был похож на вождя и не имел никакого внешнего могущества. Что он дал себя на растерзание -- вместо того, чтобы растерзать своих врагов. Но более потрясающего примера подлинного благородства, чем в Евангелии и истории святых, которые пытались идти за Ним, не найдётся в мире...


Comments

( 8 comments — Leave a comment )
nareikosweta
May. 16th, 2009 08:09 am (UTC)
Прекрасный текст.
julia_dan
May. 16th, 2009 08:38 am (UTC)
Не совсем согласна с твоим тезисом, что благородство проявляется "в борьбе". Бывает внутренне благородство, не связаное с ситуацией внешней борьбы - у святых, н-р. Сочетание внутренней силы, смирения и мирного духа. Не подвижность на "мелкое", на суету, на различные "нервы" - но при этом без горделивого залезания в башню из слоновой кости. Как-то так.
gurbolikov
May. 16th, 2009 10:38 am (UTC)
Возможно, слово "борьба" неточно передаёт то, что я хотел выразить...

Edited at 2009-05-16 10:39 am (UTC)
las_alamedas
May. 17th, 2009 01:18 am (UTC)
А я согласна с борьбой. Само слово благородство на это указывает, ведь это слово из из дворянского лексикона, т.е. из словаря воинской аристократии (изначально). Это то, что свойственно "лучшим людям" (aristoi). Но в силу того, что гомеровская аристократия или средневековое рыцарство (в идеальном своем воплощении) – это не просто знатные, но и наиболее доблестные люди, благородство ассоциируется со всеми теми качествами, которые они воплощают. Поэтому, мне кажется, вдохновленный Эразмом Дюрер нарисовал "христианского воина" в виде рыцаря, а затем и Сервантес подхватил эту аналогию.

Cближение идей воинской доблести и христианской святости есть уже в Новом Завете ("воинство небесное" хотя бы), и Отцы часто эту метафору используют, поэтому "борьба" вообще, брань, в том числе в переносном смысле, вполне уместное слово.

Самое интересное, что греческое "арете", т.е. (воинская) доблесть, благородство (aristoi – знатные люди) впоследствии развивает значение "добродетели", нравственного совершенства вообще. Поэтому, если продолжать эту аналогию, святые – это рыцари, духовная аристократия. Благородные люди.
(Anonymous)
May. 16th, 2009 01:48 pm (UTC)
А ведь это действительно 'борьба'. Мало кто их нас рождается святым..
Если человек осознает своё "ничтожество" (в кавычках, потому что он всё равно -образ Божий), столкнулся явно или, может быть, где-то в тайниках со своим собственным "Я" и хотя бы краем сознания зацепил истинное положение вещей, всю эту бездну, из которой без Бога и выбраться невозможно, "бессмысленному" его существованию приходит конец. Тогда очень просто он начинает отдавать себе отчёт в том, что и всё предыдущее его благородство благородством-то по сути не было. Чем угодно, возможно, порывом, с оттенками тайного самолюбования.. чем угодно. Потому что истинное благородство- это не "благородство души рыцаря",это, конечно, благородство Души. А Душа.. как плод. и созревает только в борьбе.. или в брани.
Души святых это- созревший плод.
Так просто.. возможное с самого детства воспитание Души (нет, я понимаю, что Душа вос-питывается в Храме и в Таинствах), но как ~прелюдия - отдай, уступи, не воспользуйся видимым преимуществом.
Так маленькая победа над собой, ещё в самом несмысленном возрасте, маленькое благородство вырастет в то самое настоящее Благородство Души (Духа?). Потому что Вы правы - /Нет более потрясающего примера подлинного благородства, чем в Евангелии и истории святых, которые пытались идти за Ним, не найдётся в мире.../
Спасибо большое за тему
tusj_ket
May. 18th, 2009 06:51 am (UTC)
Замечательный очерк. Но благородство - оно не только в борьбе, это внутреннее состояние, при каких-либо конфликтах проявляемое внешне. Иначе получается - есть конфликт, есть благородство, нет конфликта - и благородство пропало ;)
zimin13
May. 18th, 2009 09:34 am (UTC)
Благородство - это не внутреннее состояние, это итог конфликта во внутреннем состоянии, разрешаемый нами в пользу любви, итог внутреннего противостояния любви и самости.
gurbolikov
May. 18th, 2009 10:05 am (UTC)
Совершенно верно!
( 8 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner