?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Перевранный Филарет...


"Люби врагов своих, ненавидь врагов Божиих и бей врагов Отечества", - так сейчас в интернете "цитируют" святителя Филарета Московского.


А вот, что он говорил НА САМОМ ДЕЛЕ:

"Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь."

Сочинения Филарета, Митрополита Московского..." , Москва, 1873


На мой взгляд, разница огромная...



Comments

( 42 comments — Leave a comment )
nikanorushka
Apr. 30th, 2009 09:22 am (UTC)
Ну интернет тут ни причем. Я, например, эту цитату в таком виде слышала от о. Артемия, лет 15 назад.
s2mitr
Apr. 30th, 2009 09:30 am (UTC)
Огромная? А в чем?
lekha
Apr. 30th, 2009 10:16 am (UTC)
в этом например:


словарь Даля
Ненавидеть - кого, что; не терпеть, не любить, невыносить, чувствовать отвращение, омерзение; желать зла, быть кому врагом, питать вражду, злобу, самую сильную нелюбовь. Не должно ненавидеть преступника, но должно ненавидеть порок.

словарь синонимов
Гнушаться - брезгать
брезговать
(no subject) - s2mitr - Apr. 30th, 2009 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - lekha - Apr. 30th, 2009 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - s2mitr - Apr. 30th, 2009 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gurbolikov - Apr. 30th, 2009 11:04 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - gurbolikov - Apr. 30th, 2009 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s2mitr - Apr. 30th, 2009 01:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gurbolikov - Apr. 30th, 2009 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s2mitr - Apr. 30th, 2009 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s2mitr - Apr. 30th, 2009 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anglus - Apr. 30th, 2009 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s2mitr - Apr. 30th, 2009 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anglus - Apr. 30th, 2009 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s2mitr - Apr. 30th, 2009 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anglus - Apr. 30th, 2009 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s2mitr - Apr. 30th, 2009 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anglus - Apr. 30th, 2009 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s2mitr - Apr. 30th, 2009 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anglus - Apr. 30th, 2009 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arnaut_katalan - Apr. 30th, 2009 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anglus - Apr. 30th, 2009 03:24 pm (UTC) - Expand
lekha
Apr. 30th, 2009 10:17 am (UTC)
а еще в порядке слов... тоже на смысл действует
(no subject) - anglus - Apr. 30th, 2009 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - lekha - Apr. 30th, 2009 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - anglus - Apr. 30th, 2009 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - lekha - Apr. 30th, 2009 11:07 am (UTC) - Expand
ex_igpetr747
Apr. 30th, 2009 09:36 am (UTC)
+! Спасибо! Много я в своё время за эту цитату претерпел... :-)
gurbolikov
Apr. 30th, 2009 11:05 am (UTC)
Слушайте, отче, а нет ли у Вас "под рукой" ссылки на полный текст того самого слова Святителя на Пятидесятницу? Можете мне ссылку подарить?:)
(no subject) - ex_igpetr747 - Apr. 30th, 2009 11:56 am (UTC) - Expand
anglus
Apr. 30th, 2009 10:10 am (UTC)
"О себе"
http://holesika.livejournal.com/profile

я дам ей сюда ссылочку...
anglus
Apr. 30th, 2009 10:34 am (UTC)
разница между "цитатой" и цитатой:

1. "ненавидь врагов Божиих" и "гнушайтесь врагами Божиими". в первом случае открыто заповедуется ненависть к людям, а во втором - только "гнушение". "гнушаться" - это "избегать кого-л., чего-л., пренебрегать кем-л., чем-л. ..." (Словарь русского языка, М.: Русский язык, Академия Наук СССР, Институт русс. языка, т. 1, с. 322). избегать кого-либо, пренебрегать кем-либо - и ненавидеть кого-либо - я думаю, разницу объяснять не надо.

2. порядок выражений. в оригинале любовь к "врагам вашим" звучит как обобщение: "а в целом всех людей - кем бы они ни были, даже врагами Божиими, даже врагами отечества, - как людей следует любить". в "цитате" же первое "люби врагов своих" звучит как узкое и единственно возможное применение заповеди любви к врагам - дескать, "любить врагов" следует не всех подряд, а только своих персональных, а с остальных - Божиих и отечества - любить ни в коем случае нельзя! их следует: ненавидеть! и бить!

"цитата" построена так, чтобы ясно показать: дескать, заповедь "любви к врагам" на врагов Божиих и врагов отечества не распространяется (естественно, их же надобно "ненавидеть"). в оригинале же порядок выражений предполагает скорее прямо ОБРАТНОЕ.
anglus
Apr. 30th, 2009 11:53 am (UTC)
да, и еще. учитывая, что

1. мы имеем дело с текстом не тысячелетней давности и не переведенным с другого языка

2. в предложении существенно изменен порядок слов (а это приводит к значительному изменению смысла, "смысловой окраски" всего выражения)

3. в предложении произведены замены слов не только в пределах допустимых синонимов ("бить" - "поражать"), или изменено число (в целях "индивидуализации" "лювби к врагам" со множественного "любите враги ваша" на "люби врагов своих"), но и замены недопустимые - "гнушаться" на "ненавидеть"

учитывая это, я бы сказал не "перевранный Филарет".

это называется ПОДЛОГ.
gurbolikov
Apr. 30th, 2009 03:38 pm (UTC)
НАШЁЛ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ "СЛОВА" СВЯТИТЕЛЯ
СЛОВО
в неделю 19 по пятдесятнице.
<1806–1808>
Любите враги ваша и благотворите. Лук. VI. 35.

http://www.stsl.ru/lib/book11/chap40.htm

Чего безполезно домогался высочайший из ангелов света, чем прельстился безсмертный человек в раю сладости, то вам, счастливые смертные, обещает, вам заповедует Божия любовь ныне. Буду подобен Вышнему (Исаии XIV. 14), говорит мечтатель денница; но Бог истины ответствовал громом Своим: во ад снидеши (Исаии XIV. 15). Будете яко бози (Быт. III. 5), ласкал коварный змий праотцев; но Бог истины говорил: смертию умрете (Быт. II. 17). Се тот же Бог обещает нас усыновить Себе и хощет и требует, чтобы мы были Ему подобны. И как мало стoит, сл., нам столь великий дар! Его цена есть любовь ко врагам нашим: любите враги ваша и благотворите... и будете сынове Вышняго: яко той благ есть на неблагодатныя и злыя (Лук. VI. 35 и 36), будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Матф. V. 48).

Итак вы, которые имеете счастие быть ненавидимы! славою чад Божиих умоляю вас остановить движения гнева и негодование вас порывающее, дабы обозреть путь совершенства, открытый для вас милосердым Промыслом: любите враги ваша и благотворите.

Удерживать мстительный удар, но не простирать руки для помощи, проливать с языка сладкую лесть и носить желчь во внутренности сердца, не значит любить врагов. Любовь есть живое и деятельное участие в благосостоянии другаго. Аще алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет, напой его (Рим. XII. 20). Вот образ истинной любви! Не называйте себя напрасно готовыми к услугам вашего соперника, – будьте такими в самом деле. Говорите к нему сердцем и подтверждайте ваши уверения делами. Вкрадывайтесь нечувствительно в душу его, употребите сию благочестивую хитрость, дабы отнять у него желание делать зло, дабы возвратить невинность и спокойствие сердцу возмущенному злобою. Любите враги ваша и благотворите!

Мудрость мира находит здесь затруднение, представляя такую любовь не естественною; ибо она должна основываться на представлении видимых или воображаемых совершенств своего предмета: но как можно любить тех, в которых мы ничего не видим, кроме коварства и злобы? Конечно, мы не можем любить зла, да и кто сего требует? Чувствуйте все омерзение к порокам, какое они заслуживают, – сего не запрещают, но еще требуют; только не смешивайте их с самими людьми, в которых замечаете их: отделив оные, вы еще найдете в них то, что достойно любви вашей. Сколько бы ни казалось неестественным любить врага, – разве менее противно природе ненавидеть человека?

Человек! какое имя, какое обаятельное слово для обезоружения самаго разъяреннаго мщения! Природа разве не связала тебя с ним тысящею нужд житейских? Разве она не говорит за него в твоем сердце? Сам Бог любит его, печется о нем, хранит его, – и ты не страшишься, ненавидя слабаго, вооружить против себя Всесильнаго? Или ты думаешь, что Всевидящий не вступится за Свое стяжание? Хотеть наказать врага – есть наглым образом входить в права Вседержителя, – это есть род возмущения против воли Его и власти священной. Присвоив Себе человека безмерными благодеяниями, Он хощет тою же рукою, которою дает ему блаженство, совершать ею же и наказание: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Рим. XII. 19).

Но для чего Бог благости и милосердия приемлет столь грозное титло – Бога отмщений? Не по недостатку ли любви Своей? – Нет! Он сделается врагам нашим врагом от избытка любви для обезопасения нашей свободы и спокойствия...

gurbolikov
Apr. 30th, 2009 03:39 pm (UTC)
Re: НАШЁЛ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ "СЛОВА" СВЯТИТЕЛЯ
Какое жалкое состояние – платить ненавистию за ненависть, обидою за обиду! Чтo, если враг сильнее тебя?.. К чему тогда послужит твоя любомстительность? Разве к ускорению твоей погибели? И при равных силах чего ожидать, если не взаимнаго падения и бедствия? Наконец, хотя бы он был и не в состоянии противостоять тебе, – разве менее страшны тайныя ковы, нежели открытое нападение? А терзающия заботы, а ухищрения, а замыслы, а предприятия, обращающияся на собственный вред, а мучительныя мысли даже о невозможной удаче своей, и еще мучительнейшия – о удаче противника, и наконец самыя удачи, сопровождаемыя самыми великими угрызениями совести, а иногда всеобщим презрением? Ах, сколько терзаний для сердца ненавидящаго, – оно есть ад на земле, пламя геенское!

Что же остается нам для отвращения сих самопроизвольных мучений? Предаться Богу и ответствовать на ненависть любовию, на коварство простотою, на злоумышления доброжелательством, на укоризны полезными советами, на обиды благотворениями, на проклятие молитвами. Вот истинныя оружия противу врага! Сие бо творя, по выражению великаго Апостола, углие огненно собираеши на главу его (Рим. XII. 20). Сколько бы он ни был жесток и окаменен, – твоя кротость поразит нечувствительное сердце, заставит раскаяться в нанесенных тебе оскорблениях. Она обращает гнев его на него самого, – стыд сожигает его. Таким образом любовь ко врагу не только служит средством к твоему спокойствию, но и сильным для него наставлением; ты вступаешь тогда в некоторый род апостольства и делаешься оружием его обращения к добродетели!

По сей-то причине милосердый Бог за одну любовь ко врагам, как бы вменяя нам и те добродетели, к которым возбуждаем других, за одну сию добродетель обещает прощение наших грехов: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный (Матф. VI. 14).

Удивительно, сл., действие благодати! Как древле израильский народ, угрызаемый змиями, воззрев на медное изображение змия, мгновенно исцелялся от смертоносных своих язв: так человек, уязвленный эдемским змием и зараженный ядом греха, единым воззрением любви на его подражателя, врага своего, возвращает здравие душе своей. Убо в нашей воле есть – иметь врагов и благодетелей. Если мы великодушны и кротки, то они ничего не могут сделать, разве подать случай загладить пред Богом наши преступления. Они сеют плевелы, а мы пожинаем пшеницу: их обиды суть наши заслуги.

Почто же мы теряем из виду столь великое преимущество, которое можем иметь над нашими врагами? Мы смотрим в увеличительное стекло на малейшия невыгоды, от них претерпеваемыя. Не требует ли благоразумие взирать на все с той стороны, которая нам более полезна, а менее огорчительна? Злословят? Благодарите нескромнаго врага вашего: вы узнаете способ исправить погрешности, которых лучшие друзья вам бы не показали. Безчестят, лишают добраго имени? Будьте спокойны; – какой вред для солнца, если какой безумец скажет, что оно мрачно? Так, если неблагонамеренные находят в вашей добродетели пятна, которых она не имеет, это их, а не ваше безчестие. Лишают имения? Нет нужды, если не считали его собственным, но если и иначе думали, то имеете случай узнать истину. Лишают детей, друзей? Сохраните добродетель, и вы соединитесь в вечности; иначе вы и сами для себя потеряны. Угнетают, гонят? Господня земля, и исполнение ея (Псал. XXIII. 1). Гонения человеческия только приближают к царству Божию. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное (Матф. V. 10). Угрожают смертию? Не бойтесь! жизнь и смерть в одной руке; а кто живет Христу, для того смерть есть приобретение (Фил. I. 21).

Если сии размышления не убеждают вас взирать на врагов ваших без смятения и гнева, взгляните на Голгофу, где небесная премудрость от невежества, невинность от адскаго преступления, Творец от твари, Господь Спаситель от врагов погибших страждет и умирает. Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь.

anglus
Apr. 30th, 2009 03:53 pm (UTC)
Re: НАШЁЛ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ "СЛОВА" СВЯТИТЕЛЯ
всё становится на свои места. никакой проповеди ненависти к врагам Божиим и никаких призывов к уничтожению врагов отечества в проповеди нет - она целиком и полностью посвящена ЛЮБВИ К ВРАГАМ. поэтому "люби врагов своих" (только персональных) - это не "вступление" фразы, а это - "любите враги ваша" - рефрен всего Слова и это его заключение - "аминь". Святитель просто в конце проповеди показывает, что даже и к врагам отечества, которых мы по необходимости на поле брани поражаем, и врагам Божиим, которыми мы гнушаемся, тоже нужно испытывать любовь.

а в "измененном" виде это - не цитата. это - полное извращение мысли св. Филарета.
vik_sud
Apr. 30th, 2009 04:58 pm (UTC)
Re: НАШЁЛ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ "СЛОВА" СВЯТИТЕЛЯ
Спасибо!
А то эта цитата в измененном виде для многих становится "оправданием" ненависти.
dekarmi
Apr. 30th, 2009 05:03 pm (UTC)
Помню то высказывание со словом "гнушайся". Со словом "ненавидь" что-то не помню. Это к тому, что правильный вариант цитаты не был так уж спрятан под спудом все эти годы.
anglus
Apr. 30th, 2009 05:15 pm (UTC)
в Сети встречается и тот, и другой вариант, чаще, кстати, правильный, но и искаженный нередко.
( 42 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner