?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Куда делись Герои


(Отклик на пост Сергея Лукьяненко)


Типы, способные стать архетипами, героями для миллионов - часть того понятия, которое у нас приобрело ругательный оттенок - идеологии. Конечно же, не в узко-партийном, политическом и так далее смысле этого слова. Шире. Глубже. Но если нет Идеи, принятой миллионами (ну хотя бы ПОНЯТНОЙ миллионам - необязательно ведь её разделять! Мы американцев ругаем, но их героев понимаем), то и общего Героя нет. Ведь любой такой Герой - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ чего-то лучшего и важнейшего. Герои понятны и "героичны" именно в каком-то контексте. Мировой Революции (Мальчиш и Павлик), Американской Мечты (Человек-паук или Супермен), Европейского Гуманизма (Поттер). Наш тип пока столь же размыт, как герой Хабенского в "Иронии Судьбы-2" (кстати, сравните с героями первой "Иронии" - насколько они плоть и кровь советской интеллигенции 70-х-80-х, совершенно ЖИВЫЕ, можно додумать и реконструировать их жизнь, мысли и переживания до деталек!). Для меня, кстати, каждая Ваша книга - попытка найти героя - но пока архетипическими становятся определенные отношения-метафоры (в первую очередь, конечно же, Дозоры), но не герои. (Хотя, казалось бы - чем Ваши герои "хуже" Сталкера Тарковского-Стругацких? Не хуже - просто при всей фантастичности Сталкер - вполне считываемый образ эпохи). Потому что это не зависит от одного только художника. Потому Ваш герой больше задаёт вопросов, чем отвечает на них. За кем-то гонится, куда-то идёт, что-то узнаёт - и ищет, ищет. А Поттер - нашёл. И Врага победил. И ура.:) А суперменам с пауками искать не обязательно - они должны подтвердить мощь американской идеи - подвигом. И Кабальчишу с несчастным Павлом Морозовым тоже нужны поступок и смерть, по-коммунистически, в контексте почти-христианского мученичества, свойственного большевизму. Я, кстати, пишу всё это вовсе без издёвки над этими героями. Конечно, лично мне они не близки идейно, и потом, взрослый ищет иного - то, что могут дать Карамазовы, Болконский, Пьер или Татьяна Ларина. Но ЛЮБОЕ рождение героя, пусть "чужого", чуждого - всё же художественное явление огромной силы. И если появится герой русского романа или сказки (хотелось бы надеяться - как можно менее плоский и "партийный") - это будет не просто литературным фактом. А свидетельством восстановившегося единства народа. Дай Бог, без громких лозунгов и строевых песен.

 

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
s0tnik
Jun. 13th, 2008 08:01 pm (UTC)
А ведь фактически постсоветское искусство дало только одного героя - Брата...
gurbolikov
Jun. 13th, 2008 08:12 pm (UTC)
Да, хотя... Думаю, все же и он, как например, ребята из "Бригады", будет слишком недолговечен, чтобы его засчитать в зачет.
s0tnik
Jun. 13th, 2008 10:29 pm (UTC)
Да, еще и Бригада - не смотрел, потому и не вспомнил.
Нет идеологии - нет героев. До сих пор неясно, что такое хорошо, и что такое плохо для России. Как только появится некий идеологический мейнстрим, возникнут и герои, и антигерои.
gurbolikov
Jun. 14th, 2008 10:08 am (UTC)
Да, согласен.
4erepaxa
Jun. 14th, 2008 09:03 am (UTC)
герои возможно и нудны, но как только "миллионы" получают ясную идеологию, которую они могут разделять или не разделять, то все что остается за рамками этой идеологии (а мне кажется что идеология это всегда некоторая абстракция, упрощение) автоматически выпадает из числа адекватно воспринимаемых вещей - не зависимо от того добро это или зло. Может отсутствие этого героя, это хорошо?
gurbolikov
Jun. 14th, 2008 10:11 am (UTC)
Как обычно - в чем-то хорошо, а в чём-то очень и очень плохо. Не надо думать, что это менее опасно, чем идеологический избыток...
4erepaxa
Jun. 14th, 2008 10:17 am (UTC)
это заставляет каждого брать больше ответственности за самого себя, правда делают это далеко не все...
gurbolikov
Jun. 14th, 2008 10:44 am (UTC)
Я боюсь, большинство в такой ситуации придерживается просто квази-идеологии: "главная идея - мой личный интерес и моя личная безопасность".
4erepaxa
Jun. 14th, 2008 11:29 am (UTC)
мне кажется, что если бы это формулировалось именно такими словами, то это было бы менее опасно, самое плохое не то, что идеологии нет, а то что мы не отдаем сами себе отчета какой именно идеологии мы придерживаемся
gurbolikov
Jun. 14th, 2008 12:13 pm (UTC)
Такие формулы вслух редко проговариваются. Они подразумеваются, они проявляются - оттого это квази-, а не просто-идеология. И когда мы не осознаём, то чаще всего подразумеваем именно эгоизм или групповщину.
man_with_sword
Jun. 14th, 2008 01:37 pm (UTC)
Здравствуйте, я хотел бы поговорить с Вами еще раз :). Я был католиком еще меньше назад и очень верующим христианином. Если Вы православный, то Вас это не должно смущать: с ними я тоже был дружен. Теперь стараюсь перейти на новый уровень, новую ступень восприятия жизни. Что Вы думаете о людях Индиго (речь уже идет не о «детях индиго», о подростках как минимум)? Не является ли это новой эволюционной ступенью человеческого духа? Не отвечайте сразу, я могу дать Вам некоторые доказательства. Небольшое время назад я познакомился с некой группой молодых творческих людей, которые давно ответили для себя на многие и многие вопросы, что ставит перед людьми жизнь.У них есть проект создания сайта в новом информационном эоне, который объединит всех думающих людей в некую среду, влияние которой на мир будет больше, чем влияние политических границ, партий и религий. Вы не отрицайте сразу, а прочитайте, это Вам должно показаться интересным.
Начало всего здесь
http://heaven-spire.livejournal.com/13450.html

Но я сделал свою компиляцию здесь:
http://man-with-sword.livejournal.com/4503.html

А насчет религии… После атмосферы католического костела в нижнем Новгороде (я сам оттуда), которая вот тут описывается, от религии ушло очень много молодежи. Вот тут умер последний человек, из-за которого хоть как-то можно еще было бы находиться в церкви:
http://community.livejournal.com/transtrance_art/139150.html
Считаю, что с этим человеком ушла вся эпоха Веры и должно прийти что-то другое. А реально остается вот это:

http://sangria-s.livejournal.com/458475.html.


http://heaven-spire.livejournal.com/14163.html


А вот православие такое вот:
http://marklyando.livejournal.com/48041.html?thread=182697#t182697
думаю, что тоже никому не нужно, более того, оно опасно. Может быть, потому, что их время ушло уже, всех религий.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
vsloboda
Jun. 21st, 2008 01:37 pm (UTC)
Поздравляем с днем рождения!
Всех благ и многая лета!
gurbolikov
Jun. 21st, 2008 02:08 pm (UTC)
Cпасибо!:)
kocs_suka
Jul. 15th, 2008 10:01 pm (UTC)
Ключи Дао. Многие знатные люди хотели учиться у Лаоцзы, но это было невозможно. Люди были слишком определенными, а Лаоцзы — это естественность, это сама природа. Чтобы учиться у Природы, нужно быть никем или всем. Быть Единым. Иначе будешь только препарировать Природу. Рассказывают, что когда к Лаоцзы пришел Чжуанцзы, Лаоцзы сказал. Прекрасно Ты пришел, чтобы быть моим Мастером. Чжуанцзы ответил. — Оставим это Почему мы не можем просто быть И он прикоснулся к ногам Лаоцзы. Тот воскликнул Что ты делаешь Чжуанцзы ответил. — Не ставьте ничего между нами. Если я чувствую, что должен прикоснуться к Вашим ногам, тогда никто не может помешать мне — ни Вы, ни я. Мы просто наблюдаем, как это происходит.
( 16 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner