?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про это 2

***

У человека есть т.н. "естественные надобности", и они "естественные", не безобразные. Но откройте уборную, начните делать этот естественный и необходимый процесс предметом обсуждения, скажем, той же литературы - и Вы получите даже худшее, возможно, извращение, нежели эротическая проза (которая мне кажется именно извращённым представлением о том, что возможно в литературе).

Почему мы иначе смотрим на эротику, чем на описание «отправлений»? Потому что это сладо-страстие, оно не из уборной. Любовь часть того, чем человек измеряет своё счастье, это не просто "естественная нужда", и поэтому любовь трудно опускается до уровня уборной. Но, тем не менее, и она может предстать перед нами - пусть не в уродливом внешне, но - в уродующем нас облике.

***

Достоевский писал: Бог и дьявол борются, и поле битвы сердце человека. И внутри у меня может быть ад - но зачем я эти страсти, эту враждебную работу буду тиражировать и распространять?

Однако бывает невозможно скрывать в себе переживания, и недаром Христос сказал: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его»*... И доброе, и дурное переполняет сердце, и нужно осмыслить - и отвергнуть то глухое и чёрное, что накопилось в душе.

Потому-то в Церкви и установлена исповедь: человек часто не в силах справиться с тем, что его давит. Но и эта просьба о помощи, как и брачные отношения – она - тоже Таинство, и здесь вновь мы наталкиваемся на тайну - неразглашаемую тайну исповеди.



 (490x369, 47Kb)

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
tanchik
Aug. 7th, 2007 10:43 am (UTC)
А почему в православной церкви нельзя прийти на исповедь, когда захочешь? Только в порядке очереди, прилюдно, в определенные дни. И стоят сзади тебя еще 15 человек, ждут когда ж закончишь. А почему нельзя выбрать священника, которому хочется рассказать? Некоторые - увы, совершенно не располагают к откровениям.
gurbolikov
Aug. 7th, 2007 12:05 pm (UTC)
Православная церковь состоит из конкретных приходов, в которых (в зависимости от многих причин - начиная от нищеты, малого или большого количества священников, и заканчивая состоянием храма) совершенно разные расписания и порядки. В принципе, должен в храме быть дежурный священник, и например, почти уверен, что если Вы придёте, скажем, в Казанский собор на Красной площади и попросите, есть ли батюшка и можно ли у него именно сейчас исповедаться, то священника вызовут. Но в большинстве приходов соотношение прихожан и батюшек 1 к нескольким сотням или даже тысячам, и священники физически не могут действовать иначе как установив определенное время для исповеди. Они такие же люди, как и мы все.

Выбрать священника - можно, нужно постараться найти того, которому будете доверять. Это, естественно, некоторых усилий, но вполне возможно.

А об очереди на исповедь лучше меня сказал в интервью "Фоме" артист Евгений Миронов. Тут можно прочесть его мнение про унижение и очередь: http://www.foma.ru/articles/634/
musasy
Aug. 7th, 2007 12:15 pm (UTC)
Вообще это очень показательно, очень по христиански: ровнять секс и испражнения.
gurbolikov
Aug. 7th, 2007 12:19 pm (UTC)
Ты внимательно меня читал???

Биологически это, конечно, процессы разные. А в духовном смысле - все от людей зависит. Может получиться, что совершенно разные, а может и так, что не отличить...
musasy
Aug. 7th, 2007 12:56 pm (UTC)
Так может надо начинать с того, что разделить это в головах?
gurbolikov
Aug. 7th, 2007 01:57 pm (UTC)
Я не знаю, откуда ты начал читать, но я все время пишу о нравственной проблеме, о проблеме восприятия, а не о зоологии. Если метафора моя оказалась слишком грубой - ну чтож...
musasy
Aug. 7th, 2007 02:19 pm (UTC)
Если этот пост — вырваное из контекста продолжение более пространного высказывания то мог что-то и упустить. Но отдельно взятый он меня покоробил.
Что уборная, что секс, все едино. В результате получается, что секс противопоставляется абстрактной возвышенной любви. Секс — грязь, а любовь — свет. Отсюда один шаг до любви без секса и до секса без любви. Так и эдак плохо.
И что занчит "уродующий нас" облик в литературе? Если текст описывает, как люди занимаются сексом каким то разнузданным образом, как это тебя уродует? Если это есть, это часть жизни, почему это не может быть описано и при этом являться литературой?
Очень похоже на обвинения в "очернении действительности", которые слышал Довлатов, именно за правдивое описание советской жизни.
gurbolikov_foto
Aug. 7th, 2007 02:30 pm (UTC)
Да. Это вторая реплика в серии, которая вцелом встраивается в ряд мыслей об эротических жанрах. Певая висит чуть ниже. Возможно, это не вполне понятно, но пока дооформлять не буду. И некогда пока: тут совершенно неожиданное известие, что умер наш хороший товарищ - Шураков (который когда-то в Аквариуме на гармони "зажигал"...):(
musasy
Aug. 7th, 2007 02:39 pm (UTC)
Вот как. Печально, когда хороший тварищь умирает.
pretre_philippe
Aug. 7th, 2007 05:59 pm (UTC)
По поводу исповеди, конкретно в нашей церковно-бытовой действительности...
Небезынтересно мнение о. Александра Шмемана, выраженное в его "Дневниках":

«Опасен псевдостарец, столь расплодившийся в наши дни и сущность которого в духовном властолюбии. На это псевдостарчество толкает сама система, делающая из каждого священника “духовника” и маленького “старца”. В Православной Церкви почти уже нет монахов, которые бы не считали своим священным долгом через два года после пострига писать трактаты об Иисусовой молитве, о духовности и об аскетизме... Нет и священников, которые бы не считали себя способными в пять минут разрешить все проблемы и наставить на путь истинный... Лично я вообще отменил бы частную исповедь, кроме того случая, когда человек совершил очевидный и конкретный грех и исповедует его, а не свои настроения, сомнения, уныния и искушения. А что же делать со всеми этими обычными “состояниями”? Я убежден, что подлинная проповедь есть всегда (о чем бы она ни была) одновременно и ответ на них, и их исцеление. Ибо она всегда есть проповедь о Христе, а все это “снимается” только Христом, знанием о Нем, встречей с Ним, послушанием Ему, любовью к Нему»

Смотрите полностью статью:
http://magazines.russ.ru/continent/2007/132/pa16.html
gurbolikov
Aug. 8th, 2007 03:06 pm (UTC)
При всем согласии с пафосом, с тем, что опасно псевдостарчество - мне не кажется оно настолько распространившимся, чтобы бояться исповедоваться. А ведь можно и действительно запугать: "в Церкви одни старухи, мздоимцы и младостарцы" - это ли не приекрасный повод остаться за порогом Церкви?..

Всяких батюшек приходится видеть, и всяких прихожан. Может быть, кто-то и перегибает, властвуя, а кто-то, как говорится, входя в храм снимает со шляпой и голову. Но на моем опыте - не вижу, чтобы тех и других было много. И считаю - врядли их число будет возрастать. Ведь О.Александр писал все же в иной ситуации, когда церковная жизнь была особенно заизолированна и теплилась островками. А сейчас православных становится больше, намного больше. И чем больше становится, тем меньше в состоянии "система" на младостарчество. Можеь, больше надо будет бояться как раз полного отсутствия послушания? Совершенно расхоложенной, не-церковной церковной жизни? Не знаю. Во всяком случае, выход-то все одно один: правильное воцерковление людей. А как это сделать, если не перейти однажы через церковный порог?..
pretre_philippe
Aug. 8th, 2007 03:25 pm (UTC)
Спасибо, понял Вас.
Но менее всего я подразумевал, что надо избегать исповеди. Просто всему свое время, и новоначальному, конечно, первое время стоит проверять свою совесть регулярно. Но у многих священников, мне кажется, нет гибкости в данном деле, нет дифференцированного подхода к новоначальным и к постоянным прихожанам, которые, допустим, желают регулярно причащаться, но не всегда им есть, что говорить на исповедях (священники, например, не исповедываются каждый раз перед служением Литургии, а ведь они такие же люди, как и все остальные в этом плане). Если посмотрите по ссылке, я там освящаю эту проблему более пространно.

А сейчас православных становится больше, намного больше. И чем больше становится, тем меньше в состоянии "система" на младостарчество.

Ой ли!? Шмеман писал в условиях эмиграции, Американской Церкви, где подход в данном вопросе был в целом более либеральным. Что бы он сказал о нашей действительности, я просто вообще не представляю. И именно с начала 90-х, когда в Церковь стало ходить гораздо больше людей, чем при сов. власти, и было рукоположено много молодых людей без образования, как раз и обозначилась эта проблема. Так что все с точностью до наоборот...
gurbolikov
Aug. 8th, 2007 03:34 pm (UTC)
Либеральный подход - вовсе не гарантия от слепого восхищения и преклонения перед батюшкой... Особенно, когда батюшек страшно мало, а прихожане ощущают себя щепочкой в холодном и чуждом людском океане.

Я больше боюсь (поскольку вовсе не спорю с Вашими опасениями по поводу уровня священников, например) обыкновенной большевистской митинговщины, например. Бескультурья - просто - без разбора, кто старец, а кто нет. Боюсь, что никто никого слушаться не станет. Такой вариант тоже возможен, и ничем не лучше послушания каким-нибудь молодым отцам словно кононизированным святым при жизни.

pretre_philippe
Aug. 8th, 2007 04:35 pm (UTC)
А я вижу, наоборот, опасность не митинговщины (крикливые монархисты не в счет, как и борцы с ИНН и апологеты Ивана Грозного), а скорее превращения Церкви в некий идеологический аппарат, Систему по типу прежней КПСС... Все возвращается на круги своя. Вы не замечаете, как резко обострились в последние годы антицерковные настроения в инете, в ЖЖ? Все это отнюдь не внешние досадные недоразумения.
А насчет бескультурья и невежества - согласен с Вами, да вот только среди многих православных, увы, оно так или иначе поощряется теми же младостарцами, и не только ими. А преобладающий элемент прихожан наших - женщины, нередко весьма пугливые и боящиеся просто здраво мыслить (по всяким мелочам: "батюшка, а это не грех?" "а вот если я поцеловала икону после причастия...", "а вот я сплюнула в день причастия", - и сколько подобных вопросов, в том числе по интернету!).
А вообще в нашей Церкви давно уже существует несколько под-церквей со своими авторитетами, препочтениями и мировоззрениями, Вам не приходило в голову?


gurbolikov
Aug. 9th, 2007 06:34 am (UTC)
У меня всяких моделей в голове масса. У человека с прошлым анархиста идей критического свойства в голове всегда полно. И обсуждаем мы (как все нормальные люди) такие проблемы достаточно часто. Но для себя из этих размышлений и обсуждений я делаю свой вывод: я предпочитаю делать то, что делаю. Считаю это наилучшим способом повлиять на ситуацию - все остальное у меня получится стократ хуже, и думаю, вообще ничему не поможет. Только повредит. Кроме того, я по образованию историк, и понимаю, что идеальной ситуации не было, не бывает и не будет. И в земной жизни церкви нет ни одного периода, который не содержит собственного кризиса. В плане истории отношений Церкви и государства на эту тему полемизировал Карташов со Шмеманом, и я в этой полемике целиком на стороне Карташова, который, на мой взгляд, трезво, без экзальтации подходит к неизбежно драматическому ходу церковной истории. Иного не будет: и косность, и "партии", и отношения сложные с государством и куча всего, а надо -- что-то делать все равно, что-то положительное. Иначе вся церковная жизнь сведется к дискуссии и борьбе. Анархистом я был, поборолся. Это безлюбовное, пустое убийство времени и отношений. Поэтому я пытаюсь заниматься делом - убежден - позитивного свойства, и считаю это единственно возможным для себя ответом на все вызовы времени.
pretre_philippe
Aug. 9th, 2007 01:28 pm (UTC)
Ну, здесь не может быть никаких возражений! На таких незаметных делах, малых делах в конечном счете весь мир и держится. Другой вопрос может быть - КАК делать... Иногда бывают такие периоды, когда не выражать свою активную позицию и не делать выбор становится просто невозможным, хотя это вовсе не означает, что надо бороться и ругаться. Лично я для себя пришел к выводу, что буду пока вне Системы (то есть как я оказался за штатом 2, 5 года назад, и так пусть и идет: место служения, слава Богу, есть, и возможность делать по-тихоньку, исполняя свое служение, есть тоже). Зато чувствуешь себя проще и свободнее, не прогибаясь под изменчивый мир ...
А вашему журналу, если говорить уж совсем конкретно, желаю не скатываться в официозность. Не случайно уже говорят (и думаю, небезосновательно), что глянцевая обложка вашего журнала соответствует такому же духу "глянца" его публикаций... :))) (я по-доброму, поверьте).
( 16 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner